Издалека долго, течет река Волга...

Александр Уралов

Были времена, были грандиозные стройки...

Волжская ГЭС является самой нижней ступенью Волжско-Камского каскада и заодно — крупнейшей гидроэлектростанцией Европы

Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС является не только крупнейшей гидро-электростанцией Волжско-Камского каскада, но до ввода в эксплуатацию Братской ГЭС на Ангаре бы¬ла также в самой мощной гидроэлектростанцией в мире».

Только советские инженеры-гидростроители рискнули строить ГЭС на равнинных реках и блестяще решили эту задачу: каскад ГЭС на Днепре и Волге не имеет аналогов в мире.

Еще с полей под Сталинградом не убрали разбитую в боях военную технику, еще не восстановили полностью Сталинград, но приступили к строительству крупнейшей в то время гидро¬электростанции. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Мировая практика не знала подобного

Волжская ГЭС — это крупнейшая гидроэлектростанция не только Волжско-Камского каскада, но и всей Европы. А в 1961 году, когда Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию, она была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации немало различных сложных строительных и инженерно-технических задач решались по-новому. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Волжская ГЭС — первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния.

Хроника строительства Волжской ГЭС.

Строительство Волжской ГЭС началось после войны. О возрождении прежних грандиозных планов, но уже на новом, более высоком уровне советские граждане узнали из Постановления Совета министров СССР от 20 августа 1950 года, в котором говорилось о начале строительства Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 2 миллиона киловатт.

На этот раз плотину было решено перенести на 80 километров выше Куйбышева по течению Волги, в окрестности небольшого городка Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти), который в то время носил статус районного центра. Чуть позже для облегчения управления строительством Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1951 года Ставрополь был преобразован в город областного подчинения.

Конкретным же местом дислокации плотины ГЭС проектировщиками был определен створ между только что образованным на правобережье Волги рабочим поселком Жигулевск и левобережным селом Кунеевка.

В декабре 1950 года на строительстве ГЭС началась отсыпка камня в банкет. Так называли трехсотметровую каменную дамбу в русле Волги у правого берега. При этом отсыпка велась со льда Волги, через несколько прорубей, что, конечно же, было связано с немалым риском.

А вот 18 февраля 1951 года в хронике строительства ГЭС считается особой датой: в этот день ковш экскаватора вынул первый кубометр грунта для котлована на месте будущего здания гидроэлектростанции. Поэтому считается, что именно с указанной даты на строительстве завершились все подготовительные работы и «великая стройка коммунизма» вступила на свой главный этап.


Начало освоения территории стройплощадки.

О масштабах и темпах работы строителей ГЭС говорят следующие цифры. В течение 1950-1955 годов здесь было вынуто из котлованов и карьеров, а затем вывезено в другое место 190 миллионов кубометров грунта и горных пород. Это вдвое превышает объем земли, перемещенной при строительстве Суэцкого канала.


Водосливная бетонная плотина расположена на левобережной пойме. Длина плотины-1 км . Она имеет 38 водосливных пролетов. На водобое плотины имеются устройства для гашения энергии воды. Для маневрирования затворами на плотине смонтированы 3 козловых крана, грузоподъемностью 250 тонн.

За то же время в тело плотины и прочих гидросооружений было уложено 7,4 миллиона кубометров бетона и железобетона, причем в самый разгар строительства здесь в течение суток иногда укладывалось до 20 тысяч кубометров материалов, что в то время было мировым рекордом. В итоге к октябрю 1955 года на строительстве была намыта земляная плотина длиной 2,8 километра, шириной у основания 750 метров и высотой 52 метра. Здесь же выросла водосливная плотина длиной 981 метр и шириной у основания 300 метров. А построенное вскоре здание ГЭС имело длину по фронту 700 метров, ширину 100 метров, высоту 85 метров. Плюс к этому здание уходит в землю на глубину 45 метров, а его фундамент имеет по 350 метров в длину и ширину.


Строительство машинного зала

Куйбышевский гидроузел — уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. За семь лет на строительстве было выполнено 193,9 млн м³ земляных работ, смонтировано 200 тыс. т металлоконструкций и оборудования. Максимальная суточная интенсивность укладки бетона достигала в 1955 г. здесь 19 тыс. м³ (на 3,3 тыс. м³/сут. выше, чем интенсивность укладки бетона на строительстве ГЭС Гранд-Кули в США). Недосягаемая мечта для нас сейчас!

Волга перекрыта!

Краткая хроника дальнейшего хода гидростроительства выглядит следующим образом. Выше говорилось, что 16 ноября 1953 года на Куйбышевском гидроузле были уложены первые кубометры бетона в тело водосливной плотины, а уже в июле 1954 года строители завершили бетонирование всей фундаментной плиты здания ГЭС. После этого стройка вступила в очень ответственный период – создание сплошного тела плотины, полностью перегораживающего русло реки.

Началом этих работ считается 15 августа 1955 года, когда земснаряды приступили к перекрытию левой протоки Волги. Намывка земляной дамбы завершилась через два месяца, и уже 24 октября того же года волжскую воду пустили в котлован ГЭС. Благодаря этому стало возможным перейти к одному из главных этапов строительства – перекрытию правобережного прорана Волги. Важнейшая операция началась 30 октября 1955 года, а завершилась 31 октября, всего через 19 часов 35 минут после сброса в воду первого бетонного куба, хотя по существовавшим тогда нормативам на перекрытие такой широкой реки, как Волга, отводилось не менее 48 часов.


30 октября 1955 года началась самая ответственная часть работы - перекрытие реки.

Еще две недели строителям потребовалось на окончательную «доводку» плотины, на устранение различных мелких протечек, и с 16 ноября 1955 года началось заполнение заранее подготовленного ложа Куйбышевского водохранилища. Хотя вода прибывала достаточно быстро, все же площадь нового искусственного моря оказалась столь громадной, что котлован водосливной плотины был затоплен только в апреле 1957 года, и лишь 10 июня 1957 года уровень Куйбышевского водохранилища наконец-то достиг проектной отметки. К этому моменту в его ложе уже было накоплено около 58 миллиардов кубометров воды, а площадь водохранилища достигла 5900 квадратных километров. Его длина составила 510 километров, а наибольшая ширина – 27 километров. В то время оно было крупнейшим в мире искусственным водным объектом.

К моменту окончательного заполнения водохранилища уже были полностью готовы судоходные шлюзы для пропуска судов через плотину. Как уже говорилось, бетонирование нижних шлюзов началось в декабре 1952 года, а верхних – в апреле 1954 года. В ноябре-декабре того же года строители производили монтаж рабочих ворот на нижних шлюзах, что позволило 30 июля 1955 года пропустить через них первый пароход. На другой день состоялось официальное открытие временной судоходной трассы через плотину ГЭС.

Полностью же эта «водная лестница» была готова к 5 мая 1956 года, когда через верхние шлюзы прошел первый пароход.

Одновременно со строительством плотины в уже построенном здании ГЭС шли монтаж и наладка энергетических гидроагрегатов, призванных превращать энергию падения волжской воды в удобную для использования электрическую энергию. Первые части турбин на Куйбышевский гидроузел были доставлены в январе 1954 года, а в мае 1955 года началась установка первых деталей первого гидроагрегата. Монтаж шел с опережением проектных сроков, и 3 ноября 1955 года в кратер первого блока опустилось рабочее колесо турбины.

Заводы-изготовители не по¬спевали за строителями, не могли обеспечить поставку про-ектного оборудования. В их числе был и Запорожский трансформаторный завод сило¬вых трансформаторов, Всесоюз¬ный электротехнический ин¬ститут, изготовлявший, выпря¬мители ИВС-500, необходимые для возбуждения генераторов.


Установка рабочего колеса гидротурбины.

Чтобы ускорить ввод ГЭС на полную мощ¬ность, проектировщики и строители сделали немало нововведений. Так, при строительстве Волжской ГЭС, впервые в стране разработаны и применены вибрационные машины (катки, погружатели, моло¬ты), крупноблочные и крупнопанельные керамзитобетонные конструкции, гидровибробурение скважин и многие другие новые в гидростроительстве меха¬низмы и технологии. Машинный зал (длиной свы¬ше 730, шириной 24 и высотой 27 м) был полностью выполнен из сборного железобетона. Арматурные металлоконструкции. Гидроагрегаты и другое техно¬логическое оборудование монтировались крупными элементами. При этом уровень комплексной механи¬зации земляных, бетонных и монтажных работ со¬ставил 97—100%. На монтажной площадке и в двух первых секциях ГЭС был организован поточный метод монтажа нескольких агрегатов одновременно. Не случайно, уже в декабре 1958 г. при частично на¬полненном водохранилище были пущены три первые гидроагрегата с диаметром рабочего колеса турбины 9,3 м, удостоенные в том же году Большого приза на Всемирной выставке в Брюсселе.

Гидростроители, успешно решив многие сложнейшие технические проблемы, внесли много нового в практику гидроэнергетического строительства. Они построили здание ГЭС совмещенного типа, что позволило сократить длину плотины на одну треть. Они обошлись без сооружения временных шлюзов, строительство которых предусматривалось проектом, Они, перестраиваясь на ходу, внесли изменения в проект и применили сборный железобетон в сооружениях массивного типа. Эти и другие рациональные меры позволили значительно уменьшить объем работ, сократить время и стоимость строительства.

В августе 1958 года Куйбышевская область внезапно стала одной из точек на карте мира, откуда стремились передать срочные сообщения все ведущие информационные агентства планеты и журналисты газет и радио многих стран Европы, Америки и Азии.

И другие официальные лица…

В течение 1956-1958 годов, на завершающем этапе гидростроительства, в район Куйбышевской ГЭС один за другим стали наведываться высокопоставленные работники ЦК КПСС и Совета министров СССР. Первым из них был В.М. Молотов, который осенью 1956 года прибыл в Ставрополь в ранге министра иностранных дел СССР. Ветеранам гидростроительства его визит в первую очередь запомнился тем, что министр прилетел на Куйбышевский гидроузел по пути из Америки, после заседания Генеральной ассамблеи ООН. В клубе гидростроителей Молотов выступил перед партийно-хозяйственным активом Куйбышевской области и в первую очередь рассказал о международном положении, в котором в то время находилась наша страна.

Затем в сопровождении руководителя строительства И.В. Комзина министр иностранных дел спустился в котлован водосливной плотины, который в то время готовили к затоплению. Узнав о приезде на ГЭС самого Молотова, который при Сталине считался вторым лицом в государстве, у котлована собрались тысячи рабочих и служащих, которые встретили приехавших аплодисментами и общей овацией. При этом очевидцы события сообщают, что телохранителей при министре практически не было: лишь позади него следовали два человека в штатском. Роль главного охранника Молотова взял на себя сам Комзин, который, по воспоминаниям ветеранов Куйбышевгидростроя, раздвигал толпу своими огромными, поистине богатырскими руками и все время повторял: «Дайте старичку пройти!»

В общей сложности Молотов пробыл среди рабочих не менее получаса. Он вел себя очень просто: беседовал со всеми желающими, отвечал на их вопросы, в доступной форме рассказывал о международной обстановке и остро клеймил «империалистов – поджигателей войны». Самое интересное, что никто из окружающих даже и не пытался задавать ему «неудобные» вопросы – например, о секретном докладе Хрущева на ХХ съезде, о культе личности Сталина, о причинах массовых репрессий и так далее. Вскоре Молотов поблагодарил рабочих за общение с ним, в сопровождении Комзина прошел сквозь толпу к своей машине и уехал в Куйбышев.

Открытие ГЭС

И вот наступило 15 декабря 1958 года. Пятый агрегат и схе¬ма выдачи от него электроэнер¬гии в Сталинградскую энерго¬систему подготовлены для пус¬ка. Под шатром - столпотворе¬ние. Здесь собрались строители, монтажники, наладчики, эксп¬луатационники, руководители стройки, корреспонденты. Под вспышки фотообъективов и стрекот телекамер начальник электроцеха СГЭС А. А. Милютин поворачивает ключ управ¬ления - и 1400-тонная махина вращающихся частей гидроаг¬регата, словно нехотя, сдвину¬лась и стала медленно набирать обороты... Сталинградская ГЭС дала свой первый электричес¬кий ток!

Но, конечно же, самым высокопоставленным гостем на Волжской ГЭС был Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, который 9 августа 1958 года на специальном поезде прибыл в Жигулевск на церемонию торжественного открытия крупнейшей тогда в мире гидроэлектростанции. Ветераны вспоминают, что в августе

1958 года Куйбышевская область внезапно стала одной из точек на карте мира, откуда стремились передать срочные сообщения все ведущие информационные агентства планеты и журналисты газет и радио многих стран Европы, Америки и Азии. Конечно же, такое повышенное внимание было связано именно с визитом сюда Н.С. Хрущева.


Торжественный митинг по поводу окончания строительства ГЭС был назначен на 15 часов, а с утра Хрущев и сопровождающие его лица осматривали сооружения гидроэлектростанции.

Сначала руководитель государства наблюдал за шлюзованием судов, а потом специально для него на водосливной плотине 250-тонным краном подняли несколько затворов, чтобы Никита Сергеевич смог увидеть сброс воды с 25-метровой высоты. После этого все прошли в машинный зал здания ГЭС. Здесь Хрущева попросили перерезать алую ленточку, что знаменовало собой запуск последнего агрегата станции. После этого Первый секретарь ЦК КПСС лично повернул рубильник. Под гром оваций многотонная махина плавно начала вращаться, а уже через несколько минут заработала на полную мощность.

Масштабы крупнейшей в мире ГЭС по¬ражали не только советских людей. Ино¬странцы, побывавшие на строительстве и на открытии ГЭС, не скрывали своего интереса к опыту ее возведения и эксплуатации. Не случайно, Волжская ГЭС долгие годы служила испытательным полигоном для электротехнического и гидромеханического оборудования строившихся сибирских и зарубежных ГЭС.

Строительство Волжской ГЭС было кровным делом всего советского народа. На стройке трудились посланцы всех республик нашей великой Родины. Свыше 1500 предприятий страны, десятки научно-исследовательских институтов участвовали в ее строительстве.

Десять тысяч посланцев Ленинского комсомола прибыло на Гидрострой по комсомольским путевкам. Комсомольцы показали образцы трудового героизма, самоотверженности, мастерства.

На самых трудных участках как боевой авангард всегда находились коммунисты. Это они выступали инициаторами многих славных начинаний, шли туда, где требовались проявления воли, большое напряжение сил и настойчивость.

Партийная организация Гидростроя внимательно и заботливо растила и руководящие кадры, применяя в расстановке их проверенный жизнью принцип правильного сочетания опытных работников с молодыми специалистами.

Успешное завершение строительства новой Волжской ГЭС — яркое свидетельство огромных достижений нашей страны, рабочих и работниц, инженеров и техников, конструкторов и ученых. Благодаря их самоотверженному и вдохновенному труду построено величественное сооружение, достойнее эпохи строителей коммунизма.


29 декабря 1955 года первый агрегат КуГЭС был включен в сеть в 18 часов 18 минут

31 декабря 1955 года ГЭС выработала первый миллион квт/ч электроэнергии. 14 октября 1957 года ГЭС достигла проектной мощности – 2 миллиона 100 тысяч киловатт.

Александр Уралов.