Кони привередливые

Александр Уралов

Строительство КамАЗа оказалось последней «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой», которая была успешно завершена.

Как появился КамАЗ

Необъятная страна, с невиданным размахом начавшая развиваться в послевоенные годы, требовала высокопроизводительную автомобильную технику. Было принято решение оперативно построить свой завод, выпускающий громадные автомобили для громадных задач. Так, полвека назад в СССР появился свой автомобиль с конем на эмблеме.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Завод должны был специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Был закуплен крупный американский автозавод по производству грузовиков ФОРД. Вся страна его строила, сейчас этот завод в независимом Татарстане - КАМАЗ называется.

Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в будущем – транспортировкой грузовиков потребителям. 

До начала 1970-х годов Челны были небольшим провинциальным городком на Каме с населением, не превышавшим 30 тысяч жителей.

Кроме этого в регионе была расположена крупнейшая строительная организация «КамГЭСэнергострой», которая строила гидроэлектростанцию мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, и могла быть привлечена для строительства заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.

Хронология стройки.

1969 год.

26 сентября года министром автомобильной промышленности А. Тарасовым подписан приказ о наименовании нового строящегося автозавода Камским - КАМАЗ.

30 сентября генеральным директором "КАМАЗа" назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Лев Борисович Васильев. В сентябре началось формирование генеральной дирекции "КАМАЗа" в Москве (ее представительство под руководством А. Томилова), служб кадров и снабжения в Казани.

1 ноября на "КАМАЗ" приехала первая группа рабочих-строителей. На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование.

На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт»,

«Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».

«КАМАЗ» рождался буквально на голом месте – посреди холмистого поля. Чтобы сгладить неровности местности и выполнить вертикальную планировку строителям предстояло отсыпать и перевезти миллионы (!) кубометров грунта.

13 декабря машинист Михаил Носков вынул первый ковш грунта на площадке первого объекта "КАМАЗа" - базы стройиндустрии для обеспечения строительства растворами и бетонами, сборным ж/бетонном, армокаркасами и м/конструкциями.

Эта дата признана официальным началом строительства "КАМАЗа".

Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотни тысяч людей «КАМАЗ» вытащил из бараков и коммуналок, дал комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга.

Благодаря «КАМАЗу» в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.

1970 год.

В январе правительство СССР Постановлением "О первоочередных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода" разрешило по опыту ВАЗа строить объекты, не дожидаясь разработки и утверждения технического проекта и смет.

В феврале-марте развернулось строительство теплоэлектроцентрали "КАМАЗа", проложены первые рельсы железнодорожного пути ст. Круглое Поле - ст. Автозаводская. Приступили к работе первые группы специалистов ПромУКСа и ЖилУКСа.

В апреле создано управление главного конструктора "КАМАЗа" под руководством В. Баруна.

13 апреля начаты работы по строительству предприятия - первенца "КАМАЗа" - ремонтно-строительного завода (РИЗ).

В мае строители приступили к выемке грунта на площадке РИЗа.

В июне механизаторы «Камгэсэнергостроя» приступили к вертикальной планировке автосборочного завода.

В августе-сентябре в основание главного корпуса РИЗа уложены первые кубометры бетона.

Начались земляные работы на площадке корпуса серого и ковкого чугуна (КСКЧ) литейного завода.

1971 год.

В феврале отдел технического обучения "КАМАЗа" направил на стажировку в цехи Горьковского автозавода первых принятых на "КАМАЗ" рабочих.

17 февраля машинисты Н. Евграфов и А. Тимошенко вынули первый ковш грунта на площадке Нового города.

5 сентября установлена первая колонна на площадке прессово-рамного завода (ПРЗ), а 24 сентября - на площадке завода двигателей.

7 ноября на праздничной демонстрации в колонне камазовцев впервые прошел автомобиль с маркой "КАМАЗ".

3 декабря произошло заселение первого камазовского общежития (4/06) в Новом городе.

1972 год

5 мая установлена первая колонна на площадке корпуса N1 кузнечного завода.

16 мая одобрен генеральный план строительства города Набережные Челны.

12 августа открыт построенный комсомольцами летний кинотеатр "Гренада".

В декабре подано тепло в главный корпус РИЗа, внутри идет подготовка к монтажу оборудования.

30 декабря совершил первый рейс - от поселка ЗЯБ до ДК "Энергетик" - камазовский трамвай.

1973 год

8 января на РИЗе рабочие А. Акиньшин, А. Морозов, И. Иванокевич, А. Киреев и В. Дедков смонтировали первый станок.

14 марта на РИЗе изготовлена первая деталь - опора задней рессоры автомобиля КАМАЗ.

30 июля вышел приказ по Минавтопрому об организации Камского автомеханического техникума.

29 сентября, накануне Дня машиностроителя, вышел первый номер заводской газеты "Рабочий КАМАЗа" (ныне "Вести КАМАЗа").

В ноябре рекомендован Госкомиссией к серийному производству дизельный двигатель, созданный на ЯМЗ, а в декабре - автомобиль "КАМАЗ", разработанный конструкторами ЗИЛа и "КАМАЗа".

1974 год

11 июля Государственной комиссией подписан акт о приемке в эксплуатацию первой очереди РИЗа.

28 ноября начат монтаж главного сборочного конвейера "КАМАЗа".

10 декабря на кузнечном заводе приступили к изготовлению первой продукции - штамповой оснастки.

1975 год

14 сентября на ПРЗ собрана первая рама из деталей, изготовленных в цехах "КАМАЗа".

5 ноября в экспериментальном цехе корпуса цветного литья литейного завода бригада Ю. Яшкина произвела первую плавку металла.

6 ноября в пусконаладочном режиме линии собраны два первых моста автомобиля КАМАЗ.

4 декабря на заводе двигателей собран первый дизель-мотор.

19 декабря на ПРЗ изготовлена первая кабина автомобиля КАМАЗ. 25 декабря она передана на главный конвейер автосборочного завода.

1976 год

16 февраля с главного конвейера "КАМАЗа" сошел первый автомобиль, собранный в наладочном режиме.

17 апреля в корпусе стального литья на действующей линии получена первая отливка.

10 августа на главном конвейере собран первый автомобиль новой модификации - седельный тягач КАМАЗ-5410.

На Заинском заводе колес выпущена первая продукция.

29 декабря Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди "КАМАЗа".

Таким образом в 1976 в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ, строительство которого было начато в 1969. Годовая мощность предприятия была рассчитана на выпуск 150 тыс. грузовиков и 250 тыс. дизельных моторов.

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах автогиганта было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственного 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий.

Строительство города

Одновременно с заводом возводился фактически новый город, один из двух крупнейших последних новых советских городов наряду с Тольятти.

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х-1980-х годах.

Строительство КамАЗа оказалось последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, которая была успешно завершена, причем, намного раньше запланированных сроков, а темпы роста производства были рекордными не только для нашей страны — в июне 1979 года с главного конвейера сошел автомобиль за номером 100 000. Последний раз так быстро работали во время Великой Отечественной войны.

Конь – эмблема КамАЗа, имеет свою историю. Это аргамак, то есть степной конь, а они были очень преданы хозяину, умны и ловки. Такой конь должен был характеризовать скорость и огромную мощь.

За первые десять лет работы КамАЗ полностью окупил капиталовложения, хотя так ни разу и не достиг проектной мощности.

Сегодня Набережные Челны с более чем полумиллионным населением являются вторым городом в Татарстане, 35-м в России, и 91-м в Европе

Построить, что называется «с нуля» такой автомобилестроительный комплекс и современный город с населением 500 000 человек практически за 20 лет- задача в настоящее время вряд ли под силу любому независимому государству, порожденному распадом Советского Союза.