Кремль поможет Пентагону громить Россию в космосе

Андрей ПОЛУНИН

НПО «Энергомаш» подписало новый контракт с американским консорциумом United Launch Alliance (ULA). По нему в 2020 году планируется поставить в США еще шесть жидкостных ракетных двигателей РД-180. Об этом 31 июля заявил гендиректор НПО Игорь Арбузов.

«По РД-180 у нас был заключен контракт на поставку двигателей до 2019 года. Недавно ситуация изменилась, мы подписали контракт уже на 2020 год, в рамках которого поставим нашим партнерам еще шесть двигателей», — рассказал Арбузов в интервью «РИА Новости». Сумму сделки он раскрывать не стал. Есть версия, что американская сторона поставила условием неразглашение финансовой стороны контракта. Впрочем, ориентировочные цифры представить можно: первый российско-американский контракт стоимостью почти $ 1 млрд. был подписан в 1997 году и предусматривал поставку 101 двигателя РД-180.

Напомним: российские двигатели Пентагон устанавливает на первую ступень ракеты-носителя Atlas 5. Причем, Конгресс США регулярно критиковал американских военных за использование российских двигателей. По мнению законодателей, это идет вразрез с вопросами национальной безопасности США. Дошло даже до запрета на использование РД-180 после 2019 года. Однако военное ведомство добилось отмены ограничений, поскольку свои двигатели в ближайшее время США создать не удастся.

Сразу после этого консорциум ULA по просьбе американских военных заказал у «Энергомаша» сразу 20 дополнительных РД-180. А теперь — еще шесть.

Казалось бы, за отечественных ракетостроителей можно только порадоваться. Американские двигатели, по оценке российских специалистов, смогут вытеснить российские в лучшем случае после 2025 года.

Как заявил Игорь Арбузов, NASA и ВВС США сертифицировали РД-180, используемые на первой ступени ракет Atlas 5, для полетов американских астронавтов в космос. Он также отметил, что в 2017 году американские специалисты провели на «Энергомаше» «аудит соответствия технологических процессов и системы менеджмента качества американским требованиям». «Выдано заключение, что наша система обеспечивает выполнение требований для проведения пилотируемых миссий», — рассказал Арбузов.

Словом, NASA и ВВС США без РД-180 как без рук.

Но надо понимать: русские двигатели нужны американцам, чтобы обеспечивать бесперебойную работу военной космической группировки США. Это, прежде всего, спутники системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), плюс спутники глобальной навигации. Известно, например, что для навигации необходимо как минимум 24 рабочих спутника. Если 3−4 выйдут из строя, система навигации США в значительной степени перестанет быть работоспособной и глобальной. По мнению военных экспертов, американский STRATCOM (объединяет стратегические ядерные силы, соединения ПРО и космические войска — в общей сложности 184 тыс. военнослужащих), командования на театрах военных действий, стратегическая авиация США зависят от работоспособности спутников не просто сильно, а критически.

И возникает вопрос: зачем мы снова играем на руку потенциальному противнику? Вашингтон причисляет нас к странам-изгоям и затягивает санкционную удавку. А мы в ответ делаем все, чтобы американским военным было комфортнее наносить удары по Сирии и следить за российской территорией.

По данным СМИ, Совбез РФ и Минобороны РФ выступали категорически против заключения новых соглашений с американцами. Но победил коммерческий подход: заказ позволит дозагрузить мощности НПО, а средства от него ускорят налаживание серийного производства РД-171МВ (для сверхтяжелой «Энергии-5») и РД-191 (устанавливаются на носителях «Ангара»).

— В России коммерческий подход при принятии решений возобладал в 1990-е, и сохраняется до сих пор, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — «Энергомашу» однозначно выгодны контракты с американцами — они позволяют зарабатывать деньги. Значительная часть этих денег, скорее всего, идет на зарплаты руководству НПО и выплаты держателям акций корпорации. Вот они и лоббируют продолжение поставок.

Замечу, в условиях, когда США намерены создавать космический эшелон ПРО, российские двигатели им нужны позарез. Я не хочу сказать, что в Америке нет своих двигателей и ракет. У них есть, например, Titan IV — семейство американских ракет-носителей, включающее в себя ракеты Titan IVA и Titan IVB. Эти ракеты считались самыми большими из тех, что использовали ВВС США. Они, надо думать, могут выводить на орбиту и грузы, которые сейчас выводят ракеты Atlas V. Просто пуск Titan IV обходится значительно дороже.

Другими словами, США выгодно закупать у нас ракетные двигатели, прежде всего, из соображений стоимости.

«СП»: — Чего мы добьемся, прекратив поставки РД-180?

— Военную машину США мы, конечно, не остановим. Но мы создадим американским военным финансовые проблемы. А поскольку президент США Дональд Трамп пытается экономить, он окажется в сложной ситуации. Ему придется либо увеличить финансирование в сфере космических вооружений, либо притормаживать военные программы в космосе.

«СП»: — НПО «Энергомаш» делает упор на то, что деньги нужны на новые разработки. Это убедительный довод?

— На мой взгляд, это — отговорки. Просто российское руководство в вопросе о поставках РД-180 демонстрирует отсутствие политической воли.

В США, уверен, есть десятки компаний, которые бы хотели работать на российском рынке и получать приличные прибыли. Но американское государство вводит против России санкции — и никто из бизнесменов пикнуть не смеет, если речь идет об интересах национальной безопасности.

У нас же, к сожалению, сложилась политическая система, при которой вопросы безопасности находятся на втором месте, а на первом — вопросы прибыли. А ведь итогом такого подхода может стать развал страны.

Возможно, российские держатели акций надеются: если Россия рухнет, им удастся куда-нибудь переметнуться со своими семьями, и доживать свой век. Но им, я считаю, надо показать, что в основе госполитики должны лежать интересы большинства народа, а не кучки людей, которые обогащаются за счет контрактов с Западом.

Нам, я считаю, надо прекращать поставки РД-180. Но я не уверен, что это получится при нынешней государственной идеологии.

— Решение о поставках РД-180 имеет политические плюсы, — отмечает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Оно позволяет показать, что сами американцы не в состоянии сделать такие двигатели, хотя и пыжатся. Кроме того, химкинскому НПО надо работать: развивать производство, вкладывать средства в разработку новых двигателей. А заказ США — это огромные деньги, на которые можно решить массу вопросов.

Напомню, контракт на разработку РД-180 был подписан между НПО «Энергомаш» и американской компанией «Локхид-Мартин» в 1996 году. В основу двигателя легли советские разработки по РД-171 для «Энергии"-"Буран». При этом РД-180, в отличие от РД-171 — двухкамерный.

При этом в США эти двигатели специально адаптируют для установки на тяжелые ракеты-носители «Атлас-5» на совместном российско-американском предприятии «РД-Амрос». Так делается, поскольку законы США не позволяют использовать чужие двигатели в космической промышленности. Так что де-юре двигатель РД-180 вовсе не российский, а российско-американский.

Впрочем, это не означает, что США могут запросто найти замену РД-180.

«СП»: — То есть, Минобороны РФ и Совбез РФ не правы, когда требуют прекратить поставки?

— Против поставок РД-180 высказываются многие, но Россия эти двигатели все равно продает. Потому что иначе НПО «Энергомаш», что называется, ляжет. А нам этот завод нужен гораздо больше, чем американцам.

«СП»: — Если мы свернем поставки, это сильно ударит по Америке?

— Думаю, ущерб военно-космической группировке США мы нанесем сравнительно небольшой. Да, развитие в сфере военного космоса замедлится, Пентагон будет поставлен в затруднительное положение.

Но в итоге, я считаю, США без нас обойдутся. Как и мы сейчас обходимся без украинских двигателей.

1 Комментарий

Колония, как правило, делает то, что прикажет метрополия.