Первая подземка страны Советов - ударная комсомольская

Александр Уралов.

«Реальность нашего производственного плана — это миллионы трудящихся, творящие новую жизнь. Реальность нашей программы — это живые люди, это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость выполнить план. Есть ли она у нас, эта самая решимость? Да, есть. Стало быть, наша производственная программа может и должна быть осуществлена».
И. В. Сталин

«Товарищ Сталин сказал, что реальность наших планов — это миллионные массы, их энтузиазм, их порыв, их стремление строить и побеждать. И сегодня мы говорим: реальность нашей программы строительства метро — это рабочие массы Метростроя, ударники, комсомольцы, это все трудящиеся Москвы, это их энтузиазм и желание строить и побеждать».
Л. М. Каганович

В 1814 году английский инженер Марк Брюнель, наблюдая за морским молюском-древоточцем, пробурившим своей раковиной отверстия в обломках затонувших кораблей, изобрел щит для проходки тоннелей. Его открытие стало одним из самых значимых в истории мирового метростроения. В конце XIX-начале ХХ века подземки появились в крупных мировых столицах.

История создания лучшего в мире Московского метро началась еще в начале ХХ века. Проект строительства железной дороги для внутренних пассажирских перевозок в Москве был разработан в 1901 году инженером А.Н.Антоновичем. Предлагалось построить наземную кольцевую дорогу в пределах города с диаметральным тоннелем и пятью линиями от кольца к центру.

В 1902 году появились два проекта метрополитена для Москвы. Один из них был разработан инженерами П.И.Балинским и Е.К.Кнорре и предусматривал три очереди строительства. Общая протяженность линий 105 километров. Предполагалось построить 28 эстакад и несколько тоннелей. Центральный вокзал должен был размещаться вблизи Красной Площади.

Смелый проект был обсужден в Московской городской Думе, однако против него выступили фабриканты, купцы, владельцы конок и первых трамваев. Но главной причиной отказа от проекта был недостаток финансовых средств и опыта сооружения подземных железных дорог. Московская гордума вынесла решение: "Господину Балинскому в его домогательствах отказать".

В 1918 году началась разработка плана строительства и реконструкции Москвы. Несколько позже были рассмотрены основные предпосылки сооружения подземной дороги. Группа авторов под руководством В.Л.Николаи в 1925-1930 годах разработала проект сети Московского метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линии.

Рождение Метростроя.

В июне 1931 года первым секретарем комитета ВКПб Л.М. Кагановичем было в срочном порядке продвинуто решение о строительстве метрополитена в городе Москве. Уже в сентябре этого же года создается Мосметрострой. В ноябре 1931 года в горком Москвы был представлен на утверждение проект метрополитена. Следующим шагом было утверждение первоочередного порядка строительства. Руководителем проекта был утвержден Павел Павлович Роттерт, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения.

В 1917 г. он занимал пост председателя Совета рабочих депутатов на Южной железной дороге, а во время корниловского путча возглавил железнодорожный стачечный комитет. В 20-е гг. он руководил возведением 14-этажного Дома промышленности в Харькове, благодаря чему приобрел широкую известность. С 1927 г. наряду с А. В. Винтером и Б. Е. Веденеевым он исполнял обязанности начальника Днепростроя. Опыта строительства метрополитена или городских железных дорог у него не было. Лишь во время служебной командировки в 1930 г. по странам Западной Европы и Америки он проявил интерес к сооружению трамвайного тоннеля под р. Гудзон и осмотрел метрополитен в Нью-Йорке, Филадельфии, Париже и Берлине.
Самые первые работы строительства метрополитена проводились вручную, строительство началось в конце ноября 1931 года. Первые лопаты вонзили в землю около Сокольников, во дворе дома номер 13 по улице Русаковской. С этого и началось грандиозное строительство, которое продолжается и расширяется вместе с жизнью города.

Строительство первой линии метро 

Уже к началу 1932 года была заложена первая шахта и работы начались полным ходом на всех участках строительства. Изначально предполагался, и был утвержден надземный проект строительства метрополитена. Подземную часть планировали возвести только в центральной части города на небольшой глубине. Работы по строительству проходили очень медленными темпами, так как они выполнялись вручную, и катастрофически не хватало квалифицированных кадров по руководству выполняемыми работами.

Геологические данные исчерпывались на глубине 15 метров. На требуемой же глубине зачастую оказывался плывун, как например при строительстве станции под Лубянской площадью, где обычная шахтерская проходка была неприменима. К началу 1933 года было прорыто лишь 0,6 % от общей длины первой линии.

По строительству метрополитена созывались срочные заседания, в результате которых было принято решение по привлечению иностранных специалистов, ранее от привлечения которых категорически отказывались.

Началось постоянное проведение семинаров с привлечением широкого круга европейских компаний, имеющих опыт строительства метрополитена. Так же было принято решение нанять семерых иностранных специалистов на постоянную работу, имеющих опыт строительства метрополитена. 10 сотрудников Метростроя были направлены за границу, для обучения современным технологиям строительства метро. В этом же году было принято окончательное решение строительства закрытым способом на требуемой глубине только в центре города, а в отдаленных от центра местах, где позволяла ширина улиц, решили продолжать строить лишь открытым способом и именно способом мелкого заложения.

Для прокладки тоннелей метро на необходимой глубине, в Москву были привлечены опытные инженеры горного прохождения. В основных земляных работах начали применять проходческие щиты с кессонами. Уже к лету 1933 года это помогло добиться достижения необходимой глубины и уже вплотную приступить к практическому строительству тоннелей.

Возникла очередная проблема: для полномасштабного строительства катастрофически не хватало людей. Сами же москвичи строительство метрополитена воспринимали раздражительно, появилась масса неудобств, а на строительство выделялись огромные средства. В начале 1933 года начинается массовая агитация молодежи из рядов комсомола на строительство. Это дало свой результат - через два года более 19 000 человек молодежи участвовало в строительстве. Сама стройка метро стала популярной среди молодежи и рабочих. Профессия метростроевца превратилась в одну из самых престижных.

Строительство Московского метрополитена стало одной из важнейших комсомольских строек второй пятилетки. В мае 1932 года, в начале строительства, на Метрострое было 70 комсомольцев. После проведенной райкомами ВЛКСМ столицы записи добровольцев к началу 1934 года насчитывалось уже более 15 тысяч комсомольцев. Темпы строительства поражают: 15 мая 1935 года была сдана в эксплуатацию первая очередь метрополитена протяженностью 11,6 км, она строилась всего 2,5 года. Это были невиданные в мире темпы строительства. Американский консультант Морген писал в те дни, что его расчеты в отношении грунта, щита, давления воздуха подтвердились, но: «Я только недооценил человеческий материал — ошибся в людях, работавших на щите. Я должен отметить смелость и энергию комсомольской молодежи». 

Комсомольцы в своем юном рвении подчас заходили так далеко, что доставляли неудобства старой партийной гвардии. Иностранные наблюдатели в начале 1930-х гг. в один голос писали об остром противостоянии между фанатичной молодежью и старшим поколением, и даже были отчасти озадачены оптимизмом и непоколебимой верой комсомольцев в светлое будущее.

Даже весьма антикоммунистически настроенный посол Австрии в Москве Генрих Пахер-Тайнбург выражал восхищение юными коммунистами и под большим впечатлением от их деятельности сообщал в январе 1932 г. в Вену: «[…] Наряду с этим имеется относительное меньшинство молодежи, накрепко сплетенное с режимом, которое, по нашим представлениям, работает совершенно нечеловечески, чтобы в условиях нужды и лишений внести свою лепту в достижение цели, о которой им из года в год твердят в газетах, по радио и на собраниях и к которой они стремятся с религиозным неистовством. Это меньшинство, которое, конечно, разрастается с каждым годом, столь неслыханно твердо в своих убеждениях и целеустремленно, что оказывает на прочее большинство значительное моральное давление, тем более что по конституции государства оно имеет все средства для организации, а основная публичная власть пускает в ход все средства, чтобы сорвать попытку создание противоположной организации молодежи».

Прокладка метрополитена

При выборе способа прокладки метрополитена, были рассмотрены французский, английский и немецкий способы прокладки линий. В Лондоне и Париже строительство метрополитена проводилось без вскрытия улиц, а в Берлине в смешанном порядке.

При парижском методе все работы велись без вскрытия улиц при помощи неглубоких шахт. Проходка тоннелей в основном производилась горным способом с помощью штолен и крепей. В самых исключительных случаях применялся щит. При парижском способе проходки также обязательно требовалась перекладка всех подземных сооружений.

Лондонский способ прокладки велся, как и парижский, без применения вскрытия улиц, но тоннель пролегал на глубине двадцати и больше метров. Проходка велась щитом или конечно же, горным способом.

Ни один из перечисленных способов не мог быть применен в Москве по условиям гидрогеологических трудностей подземной части Москвы. Здесь требовалось комбинированное объединение всех этих способов с учетом особых условий на различных участках будущей трассы. При строительстве Московского метрополитена на первом этапе в основном применялись горное оборудование, лопаты и тачки для вывоза земли.

Открытие метрополитена

Метрополитен в Москве открыли в праздничной обстановке 15 мая 1935 года. Уже в 5:48 утра в метро был пущен ток и, спустя 4 минуты, из вагонного депо выехал самый первый поезд. А уже в 6:45 утра распахнулись и сами двери надземных вестибюлей. 13 хорошо оборудованных и очень богато архитектурно оформленных станций-дворцов, полностью залитых лучами света, гостеприимно раскрыли свои двери перед жителями Москвы и всей страны. Интересен тот факт, люди, что бы попасть первыми в метрополитен, на протяжении всей ночи, стояли у вестибюлей в ожидании открытия. Первый участок метро включала 11,5 километров трассы, 13 новых станций и 14 первых поездов.

Схема метро, 1935 год

Советское руководство поставило строительство метрополитена как заслугу народа в достижении этой амбициозной цели. Первая очередь поездов проходила от станции «Сокольники» в направлении «Парк культуры», ответвляясь на «Смоленскую». Позднее это ответвление стало Арбатской линией, и к началу 1937 года дошло до станции «Киевская».

Помпезное открытие московского метрополитена планировалось на 7 ноября 1934 года, годовщину Октябрьской революции. Но к указанному сроку метрополитен не был открыт по причине отсутствия эскалаторов. В то время эскалатор был большой редкостью и производился только двумя иностранными фирмами.

Мосметрострой за двести тысяч золотых рублей заказал один единственный эскалатор для того, чтобы его разобрать, изучить конструкцию, и наладить их производство в СССР. Первые эскалаторы советского производства появились уже через год, в январе 1935 года.

Работы по монтажу производились и днем и ночью, и в течение 20 дней строителями метрополитена были своими силами собраны эскалаторы на некоторых построенных станциях.

Первое испытание было проведено тестовым поездом, 4 февраля 1935 года, а 6 февраля метрополитен был представлен двум тысячам делегатов VII Союзного Съезда Советов. Началось обустройство надземной части станций. И красная буква «М», которая нарисована архитектором Иваном Тарановым, была утверждена и стала символикой распознавания московского метрополитена.

Встреча первого поезда 1935 год)

Первая линия шла от станции "Сокольники" до станции "Парк Культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до "Смоленской". Общая длина линий 11,5 км. 13 станций, которые обслуживали 14 поездов. Первые вагоны имели тип А/Б и обслуживали пассажиров вплоть до 1975 года.

К 1935 г. в городах мира действовало около 20 метрополитенов. Кроме Европы и Северной Америки, метро появилось в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, 1911 г.) и в Азии (Токио, 1925 г.)

Метростроевцы, 1933 г.:

Всего через три с половиной года после решения Пленума ЦК ВКП (б) — 4 февраля 1935 года, по всей трассе прошел первый испытательный поезд и через два дня первыми пассажирами восьми поездов Московского метро стали 25 000 делегатов проходившего в Москве VII Всесоюзного съезда Советов. В тo время, перед началом движения состава, вместо привычного объявления «Осторожно, двери закрываются», на всю станцию звучало громогласное предупреждение помощника машиниста: «Го-о-т-о-о-о-в!». В первый рейс первые пассажиры Московского метро отправились со скоростью 5 км в час, а первым машинистом был человек с сакраментальным русским именем — Иван Иванович Иванов.

19 февраля началось регулярное учебное движение по трассе. В период обкатки тысячи москвичей — передовиков производства, получили возможность проехать по первой линии лучшего в мире метрополитена.

15 мая 1935 года, в 7 часов утра открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро.