Политический Фэн Шуй (двенадцать произвольных правил)

mr_vang

Сунь-цзы сказал: "Если хочешь идти правильным путем, добивайся того, чтобы мысли народа с мыслями правителя были одинаковы. Правь так, чтобы народ с правителем был готов вместе жить или умереть, не ведая страха и сомнений. Следуя Небу, учитывай перемены, приносимые временем, разобравшись в порядке чередования света и мрака, холода и жара. Зная об изменчивости Земли, не забывай о том, что бывает близкое и далекое, широкое и узкое, ровное и неровное".

Политика от политической анимации отличается тем, что первая действует, а вторая лишь имитирует, "оставаясь на месте". Между тем в реальном политическом действии (или бездействии) существуют правила. Назовем некоторые из них.

Во-первых, время никогда не останавливается, а всегда протекает, то есть несет перемены. Не нужно обманываться внешне не отличающейся формой вчерашнего дня, форма - это не содержание.

Во-вторых, в политике бесполезно привязываться к "вчерашним благодеяниям", потому что тем, кому оказывались услуги вчера, не обязательно ответят благодарностью завтра. Система "благодарностей" здесь не работает. Действия контрагента диктуются не благодарностью, а возможным собственным вредом и расчетом на пользу.

В-третьих, время может приносить как вред так и пользу, изменяя ситуацию в ту или иную сторону и абсолютно не обязательно - в положительную сторону. Скажем так, 50 на 50. Изменения (и в политике в том числе) происходят по принципу наименьшего сопротивления. Более сильная тенденция берет верх над прочими слабыми, которые выступают в качестве "побочных". 

В-четвертых, альтернативы можно использовать, лишь хорошо понимая их смысл. Если смысл понят неверно, это приводит к краху. Есть ошибки исправимые, а есть неисправимые в зависимости от степени "запущенности" процесса.

В-пятых, "доминирующая тенденция навсегда" невозможна. Максимум потому и называется максимумом, что тенденция слабеет. Известная история о переходе от золотого века к серебряному, бронзовому и так далее. Возвращение назад "к золотому веку" - это не вопрос неизбежности, а вопрос вероятности и формы. 

В-шестых, процесс деградации может протекать очень долго, но он не может протекать бесконечно, одно качество на входе всегда переходит в иное качество на выходе. В смысле деградации или развития - это зависит от степени пассивности, приложенных усилий и общих обстоятельств (условий).

В-седьмых, политический процесс - это путь, который всегда так или иначе будет завершен вне зависимости от желаний и связанных с ними эмоций.

В-восьмых, в политике (как и в прочих прикладных видах деятельности) действует не отменяемый закон конкуренции. Превосходство вчера не означает превосходства сегодня, а превосходство сегодня еще не гарантирует завтра. Самоуверенность порождает неосторожность, которая вместе с невнимательностью (как правило) ведет к поражению.

В-девятых, критерием оценки уважения к тому или иному политику (и человеку) является не цвет его волос, глаз, форма черепа и тому подобное, а признаки наличия или отсутствия чести. Честь выступает своего рода универсальным моральным показателем, отделяющим качественное от некачественного. "Приятные люди", не имеющие чести, значительно хуже, чем "неприятные", обладающие моральными основаниями. 

Исторически серьезные государственные формы транслируют сочетание чести и воли, которые проявляются как в личностях правителей, так и в большинстве представителей населяющих (государство образующих) народов. Некоторые государственные образования, внутренне деградировав, уже лишенные чести и внутренней силы, некоторое время существуют по инерции в своем внешнем качестве, но их конец предопределен конкуренцией.

В-десятых, основа внутренней силы государства как института состоит в том, что если кто-либо устанавливает правовые нормы в отношении других, точно такие же правила на деле, а не на словах должны быть применимы и к нему самому.

Если государство реформируется исключительно под себя политической элитой, настроенной на паразитарное времяпровождение, это означает, что подобное государственное образование исторически не долговечно. Однако, в этом смысле важна не только степень паразитарности элиты, но и средний уровень ее интеллекта и воли (лидер и лица принимающие и реализующие государственные решения). 

В-одиннадцатых, реальная экономика территории выражает конкретные представления о морали управителей этой территории. Таким образом, моральные представления о плохом и хорошем выражаются в конкретной экономической модели.

Кризис экономики - это не механический процесс, он связан с "капитанами экономических обыкновений" и "экономической идеологией" напрямую. Если экономика колониальная - это означает, что и мораль колониальная вне зависимости от национальности формальных представителей власти.

В-двенадцатых, политикой как "цинизмом в квадрате" могут позволить себе заниматься только очень обеспеченные и очень праздные люди. Политикой занимаются "от скуки", либо в расчете на корпоративные практические выгоды. Одиночек в политике не бывает. Политические исполнители-порученцы, мелькающие в телевизоре, в таком случае - это не объекты, а субъекты (чужой) политики. Таковы, в общем, некоторые простые правила.