Православный социализм - утопия или будущее?

Сергей КОВАЛЕНКО

Иисус сказал: "Кесарю кесарево, а Богу Богово". И это высказывание было истолковано как разделение полномочий между церковью и государством – до такой степени, что там, где правит кесарь, уже нет места Богу. И наоборот.

Такое "разделение властей" породило некогда соперничество двух систем – цезарепапизма и папоцезаризма. Папоцезаризм, победивший в Первом Риме, утверждал главенство Церкви во всех земных делах, включая политические – кесарь был кем-то вроде исполнительной власти.

Цезарепапизм, обосновавшийся во Втором Риме (Византии), напротив, учредил не только полную независимость кесаря в политике, но и власть кесаря над Церковью.

Позиция своеобразного невмешательства, принятая в светских государствах, где кесарь полновластно управляет подведомственной территорией и податным населением, заключила Церковь в некую церковную ограду. От нее потребовалась политическая лояльность – которую Церковь обычно добросовестно блюдет, невзирая на формы тирании и личности узурпаторов.

И это дело так укоренилось в исторической и социальной практике, что всякая попытка что-то в этом плане изменить вызывает решительный протест у обеих ветвей власти.

Дело доходит до смешного – воцерковленный христианин, исповедующий православие и открыто симпатизирующий социализму в мирской жизни, морщится и крестится при одном только упоминании о "православном социализме": утопия и химера, чур меня!

Будто бы в голове у такого человека всякий раз при входе в храм срабатывает "защитное реле": здесь я – набожный прихожанин или добрый пастырь; а там – автолюбитель, потребитель, стяжатель и кто угодно еще, но уже не христианин.

Но сама концепция "двух градов" таит в себе опасность разделения и несет печать разрушения: "всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит".

Третий путь и Новый Рим, если в терминах верующих, можно увидеть сегодня в "православном социализме".

Для обоснования этого тезиса еще раз обратимся к новозаветной аксиоме: "Кесарю кесарево, а Богу Богово" и к контексту. Христос, произнеся эту фразу, с презрением бросил динарий с изображением римского императора. Поэтому не следует преувеличивать власть кесаря и его денег – кесарь имеет заведомо меньший общественный статус, который описывается русской поговоркой "Всяк сверчок знай свой шесток".

Человек является отражением Бога, святой – зеркальным отражением. Также и социум должен очистить свое зеркало от грязи, паутины и плесени, чтобы в нем отразилось Царство Божие во всей его красе и полноте.

Попытаемся развеять распространенное заблуждение, что религия – "о душе", а социализм и капитализм – "о хлебе насущном". Социализм и капитализм в одинаковой степени имеют духовное измерение, всем своим укладом утверждая характер отношения к ближнему. Если социализм исповедует солидарность и братство, то капитализм распространяет эгоизм и конкуренцию.

Так не в том ли выход, чтобы от соперничества перейти к соработничеству и общему служению? А Церкви – стать широкой, пойти в народ, а не замыкаться в рамках монастырской ограды. Широкая Церковь – это Церковь, вобравшая в себя элементы, необходимые для решения насущных задачи всего социума.

Тысячу раз уже говорилось, что моральный кодекс строителей коммунизма – вариант нагорной проповеди Христа. И его учение актуально по сей день в социальной части – поскольку эта часть отражает вековые чаяния людей. А мистическое обрамление – всего лишь дань времени, аранжировка, адаптация для темной угнетенной публики "нулевых лет".

Наши сегодняшние люди, угодив в лапы беспросветного капитализма, тоже "потемнели" – и ощущая кожей некую святую правду в учении Христа, пытаются вновь следовать ей мистически. И задача сторонников социализма – раскрыть верующим глаза, показать, что именно социализм (коммунизм) является социальной сутью того, за что Христос положил свою яркую жизнь. А освященный лживыми святошами капитализм – химера, дьявол, искони ловящий в свои сети слабых и падких на всевозможные обманы человеков.
 

11 Комментариев

Православный социализм. Как-то смутно себе его представляю.Хотелось бы задавать вопрос автору как он себе представляет православный социализм. Церковь опять руководит всеми сторонами жизни государства. В школах преподают Закон Божий. А в университетах освящают лаборатории. За непосещение церковных служб и отказ от исповеди наказание.
Каким кто представляет себе православный социализм. Расскажите..

Давненько Rita не высказывалась... Сплошное засилье мужиков! Особенно А. (не буду указывать пальцем). Как и в других случаях, в данном случае стОит следовать древней мудрости: "Сомневайся!". Как бы красочно автор не описывал некоторый предмет...
В Южной Америке популярен христианский (католический) социализм. Вполне, между прочим, искренний. Так что православные несколько задержались с попыткой приспособить социализм под свои нужды. Я не знаток прочих разновидностей религий (ислам, буддизм, ...), но, думаю, и там можно обнаружить элементы социализма. На мой взгляд, это говорит о жгучей потребности разных народов в справедливом устройстве общества, при том, что возникли эти религии при рабовладельческом устройстве обществ. Другими словами, идеология социализма появилась как протест против несправедливого устройства общества. Заметьте, НЕЗАВИСИМО от вида религии, которая определилась как результат культурных особенностей тех или иных народов.
С другой стороны, надо чётко различать религию (как идеологию), церковь, как социальный институт, который совершенствовал и внедрял идеологию в сознание масс, и многочисленных служителей церкви как проводников этого внедрения.
Ещё один интересный момент. Потеряв повсеместно власть в конкретных государствах (отдав вроде бы власть кесарям), религии становятся наднациональными, компенсировав потерю локальной власти властью наднациональной. Достаточно посмотреть на католичество...
Религия (независимо от конкретного содержания) давно стала инструментом порабощения масс, прививая им девиз послушания, обещая рай за следование своим канонам и угрожая страшными муками за непослушание. Вот суть религии, тщательно скрываемая! Сказочки для бедняков. Как говаривали классики: "Религия - опиум для народа"
Конечно, надо читать классиков! Например, работу Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" - там всё весьма доходчиво расписано.
Могу предложить сайт Анны Бусел, которая весьма преуспела в "раскопках" старины глубокой в поисках истоков социализма. Успеха Вам, Rita!

Здравствуйте, Ваня. Я Вас также рада слышать (читать). Не хватает мне сейчас общения с единомышленниками. Поэтому рада Вашим комментариям.
А что касается "православного социализма", то по-моему мнению это попытки тех теоретиков, которые рассказывают о агенте царской охранки Сталине и внедрении его в среду большевиков с целью восстановления монархии.
Именно они наивно (или скорее всего с умыслом) пытаются приспособить социализм под православие. Очередная попытка оболванивания людей.

Сегодня вот был у меня интересный спор (влезла не могла сдержаться). Два моих знакомых начали с того кого выбирать в президенты (Украина актуальный вопрос) И потом как-то разговор у них перешёл на прошлое и настоящее. Большевики у них сплошь евреи, Сталин кровавый тиран. Но фраза "К власти в 1917 года пришло быдло" меня доконала. Спросила, а заводы, фабрики, электростанции кто потом строил? Кто в Великой Отечественной войне победил? Быдло? Один отвечает: "Нет. Но интеллигенцию всю уничтожили. Воевали штрафбаты. Строили зеки." Спрашиваю: "То есть в 17 пришло быдло. Но победило не быдло? Или всё таки быдло?" Начинает мне говорить, что так нельзя ставить вопрос. И так и не ответил. И вот как с такими говорить? Зло берёт.

Ваня, а сайт Анны Бусел, пусть копается в старине без меня. Читаю сейчас Константина Симонова "Разные дни войны".

Спасибо на добром слове!
С Вашими комментариями в основном согласен. Кое что уточню. Кто будет президентом Украины, решать будет не её народ, а фашингтонский обком. Увы! Впрочем, выбора-то нет...
Как говорить? По возможности, без эмоций!!! Бить вопросами, а не утверждениями. А заключать спор фразой: "Скучный Вы человек..."

Конечно, Анна - не классик, но весьма продвинутая (как сейчас говорят). Умничка.
Чтение бывает двух родов: 1) для души; 2) для познания (ума). Второе очень важно для споров!
Кстати, я впервые слышу о таком произведении Симонова...

Конечно, Анна - не классик, но весьма продвинутая (как сейчас говорят). Умничка.
Чтение бывает двух родов: 1) для души; 2) для познания (ума). Второе очень важно для споров!
Кстати, я впервые слышу о таком произведении Симонова...

Вот-вот. Потому на выборы я не иду. Не учавствовала в прошлых и не буду учавствовать в этих. Поскольку не вижу смысла. И кстати спорю с теми коммунистами, которые меня убеждают что надо обязательно пойти на выборы.

А спорить вы правы я уже поняла надо задавать вопросы. Это эффективнее и ... интереснее. Интересно наблюдать как человек сам себя заводит в тупик. Правда реакция часто бывает весьма неожиданной (по крайней мере первые разы). Это агрессия. Ты сразу становишься врагом.
Так я уже рассказывала в аккурат после майдана говорила с одним пенсионером. Бодренький такой дядечка, не агрессивный поначалу. Можно было говорить и задавать вопросы. Начали довольно мирно. Сошлись на том, что проблема Украины в отсутствии работы. а посему нужны фабрики и заводы. А также необходимо. чтобы они принадлежали народу. и он меня убеждал, что эта власть обязательно вернёт фабрики и заводы людям. А потом я спросила, а как быть с рынком сбыта для излишков нашей продукции если таковая будет. В Россию не продадим, мы же с ней в контрах. Он сказал, что продадим в Европу. Я когда попросила представить ситуацию, когда в Германии немец приходит в магазин, где стоит немецкий и украинский товар и какой он выберет. Он выпучил на меня глаза и сказал, что украинский. А потом спросил меня: "А Вы точно с Украины?" Мне стало смешно и спрашиваю: "А Вы думаете я засланная? Диверсантка?"
Так что надо бить их же теорией, их историей. Очень эффективно получается.

Да именно. "Разные дни войны. Дневник писателя". Я читаю первый том (в предисловии автор пишет о двух томах). Нашла у себя в библиотеке (досталась мне от старого хозяина квартиры, дети продали квартиру вместе с библиотекой). Поэтому я не о всех книгах знаю.
Надо сказать читаю третий день и не могу оторваться. Описывает ситуацию первых дней войны на Западном направлении.