Пятая власть

Александр РУСИН

Принято считать, что существует три вида или три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть принимает законы, исполнительная осуществляет их исполнение, а судебная разрешает споры и наказывает за нарушения законов.

Функции законодательной власти обычно исполняет парламент или его разновидность, которая может называться думой, радой, верховным советом, законодательным собранием, сенатом или как-нибудь еще.

Президент и правительство со всеми подчиненными ведомствами - это исполнительная власть. Если главой государства является не президент, а премьер-министр, как в Италии, канцлер, как в Германии или генеральный секретарь, как было в Советском Союзе - суть та же.

Что представляет собой судебная власть, думаю особенно пояснять не нужно.

Однако картина власти, составленной из трех ветвей - законодательной, исполнительной и судебной - очень неполна.

( Свернуть )

Есть еще средства массовой информации, которые неофициально называют четвертой властью, тоже причисляя к властям. И это вполне справедливо.

История 20-го века убедительно доказала, что средства массовой информации - это действительно отдельный вид власти, а информация, дезинформация и пропаганда - мощное средство управления обществом, а следовательно и государством.

Наиболее убедительно это доказали нацисты, пришедшие к власти в Германии в результате умелой манипуляции общественным мнением и затем убедившие немецкий народ в его избранности и необходимости эксплуатации и утилизации других народов, объявленных унтерменшами (недочеловеками).

Гитлер и Геббельс на практике показали, что четвертая власть может быть не просто властью, а супервластью, доминирующей над всеми остальными - и над исполнительной, и над законодательной, и над судебной. Пропаганда нацистов позволила им захватить власть, написать свои законы, а в дальнейшем и вовсе творить беззаконие, сняв со своих подчиненных всякие нравственные ограничения.

Существование четвертой власти на практике неоднократно подтвердило и руководство США, которое за счет манипулирования общественным мнением не раз добивалось смены власти в различных странах и даже осуществляло военные вторжения, отодвигая в сторону ООН и нормы международного права.

Потрясли пробиркой с белым порошком, сформировали мнение о Саддаме Хусейне как о мировом злодее - и ввели войска, разрушили страну, сменили власть и повесили упомянутого Саддама Хусейна, не особенно утруждая себя доказательствами его вины.

Сформировали мнение о том, что башни ВТЦ разрушили боевики Бин Ладена, скрывающегося в Афганистане - ввели туда войска. Правда позже выяснилось, что Бин Ладена в Афганистане вовсе не было, да и его причастность к разрушению ВТЦ так и не была доказана, но это уже ничего не изменило.

Эти и многие другие акции США по вторжениям и смене власти в других странах доказывают, что управление общественным мнением через СМИ - действительно разновидность власти, причем очень могущественная, позволяющая при должном старании манипулировать и законодательной, и судебной, и тем более исполнительной властью.

Когда некая идея оказывается достаточно хорошо внедрена в головы - она принимает статус неписаного закона, который оказывается сильнее любого писаного и позволяет действовать исходя из внедренной в общественное сознание концепции. Далее остается лишь придать внедренной идее статус формального (писаного) закона, что становится несложно, потому что когда идея достаточно хороша внедрена в массовое сознание - превратить ее в полноценный закон гораздо проще, чем выбить из сознания обратно.

Это подтверждается и нашей историей, иисторией распада СССР. Когда идеи демократии и преимуществ капиталистической системы захватили сознание советского общества и партийной верхушки - общество и его руководство перестало быть советским и начало крушить существующую власть, переписывая законы буквально на ходу.

Ни законодательная власть (Верховный совет), ни исполнительная власть (президент и правительство), ни КПСС, которая контролировала все органы государственной власти, ни судебная власть - ничего не противопоставили процессу разрушения государства, запущенному не без помощи четвертой власти (СМИ).

Приведенные примеры показывают, что четвертая власть не только существует, но и может доминировать над тремя, которые считаются основными - законодательной, исполнительной и судебной.

Однако существует еще одна - пятая власть.

Про нее не говорят как про отдельную ветвь власти, однако именно она стала самой сильной и подчинила себе все остальные.

Пятая власть - это финансовая власть.

В прошлом, в эпоху монархий, финансовая власть была частью власти монарха, то есть частью государственной власти, потому что именно монарху, то есть государю принадлежало монопольное право чеканки монет и управления казной, а значит право управления финансами государства.

Однако с падением монархий и по мере развития банковской системы финансовая власть стала отделяться от исполнительной и законодательной, постепенно превращаясь в самостоятельную ветвь.

После ликвидации абсолютных монархий, отмены сословий и падения колониальных режимов главным фактором, определяющим положение человека в обществе, его возможности и уровень жизни, стали деньги.

В современном государстве с рыночной экономикой все продается и все покупается - земля, жилье, работа, образование, безопасность, комфорт, отдых, мобильность, здоровье и порой даже жизнь.

Человек с деньгами обладает свободой перемещения - не декларируемой, а реальной - он может выбирать место проживания не только внутри страны, но и за ее пределами, может путешествовать и купить дом в той стране, где ему хочется жить.

Деньги позволяют выбрать безопасное место проживания и нанять охрану, воспользоваться медицинским обеспечением, оплатить образование детей, создать бизнес для себя и для членов своей семьи и так далее.

В современном государстве с рыночной экономикой роль денег исключительно высока.

Даже социальные пособия выплачиваются преимущественно в денежной форме, а значит возможности, которые даются получателям пособий, зависят от стоимости денег, от стоимости товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги, от курса национальной валюты, от цен на бензин, электричество, проезд, аренду жилья и так далее.

В прошлом за крестьянами, составлявшими большую часть населения, была закреплена земля, которую нельзя было ни продать, ни заложить. Значительная часть населения жила натуральным хозяйством и даже платила налоги (подати) своей продукцией, в результате роль денег в экономике была не столь высока, как сегодня.

Сегодня экономика стала очень сложна и на всех этапах производства и потребления осуществляются расчеты, причем значительная часть расчетов приобрела безналичный и электронный характер.

Деньги, их стоимость и доступность, размеры зарплат и пенсий, количество продуктов и услуг, которые можно на них приобрести, стали определяющим в жизни граждан современных государств.

Сегодня многие живут в арендованном жилье, либо жилье, приобретенном в кредит, поэтому от получаемых денег, их стоимости, стабильности зарплат и ставок по кредитам зависит даже то, будет ли завтра крыша над головой или семья окажется на улице.

Фермеры зачастую работают на арендованной или приобретенной в кредит земле, предприниматели работают в арендованных помещениях, пользуются арендой техники и транспорта - расчеты за все это тоже осуществляются с использованием денег и зависят от стабильности дохода, стабильности курса национальной валюты, стабильности кредитных ставок.

Современную жизнь невозможно представить без электричества, связи, автомобилей, которые нужно заправлять топливом - за все это нужно платить деньгами.

Нет больше доминанты натурального хозяйства, при котором транспортным средством была лошадка, которую можно было кормить собственноручно заготовленным сеном, дом отапливался печкой, которую топили собственноручно заготовленными дровами и освещали лучиной, причем сам дом тоже строили собственными силами.

Сегодня жизнь буквально пропитана деньгами, обеспечивается деньгами на всех этапах и во всех деталях.

Десятки и сотни товаров и услуг, которые большинство жителей потребляет каждый месяц, приобретаются за деньги и в процессе их производства и доставки тоже используются деньги, количество платежей в процессе изготовления и доставки каждого товара может исчисляться десятками, а если это высокотехнологичный товар, то сотнями и тысячами.

В производстве оборудования и электронных приборов, которые в свою очередь используются в производстве и поставке даже таких простых товаров как вода, обеспечении жилья теплом и светом - задействованы десятки предприятий и сотни рабочих - все они работают за деньги.

От денег, их стоимости и доступности, курса и кредитных ставок сегодня зависит буквально все, даже то, будет ли в доме вода и свет, привезут ли в магазин хлеб и колбасу, сколько все это будет стоить и будет ли, чем за это заплатить, выдадут ли на работе зарплату, вовремя или нет и в каком размере.

Деньги стали главным инструментом управления экономикой, а значит и государством, потому что экономика первична и ее состояние определяет состояние общества и диктует государственную политику.

Современная экономика стала очень сложна и крайне зависима от денег.

При этом современные деньги - это не монеты, которые чеканились в очень ограниченном количестве, потому что медь, серебро и тем более золото, использовавшееся для чеканки, являются весьма ограниченным ресурсом.

Современные наличные деньги - это в основном бумага (в случае с долларами - тряпка), которую можно выпускать практически неограниченными объемами, особенно если добавлять нули.

Безналичные деньги - и вовсе цифры в компьютерах, которые можно менять исключительно быстро и без материальных затрат на выпуск (эмиссию) и транспортировку (транзакции).

Совокупность этих двух факторов - 1) огромная роль денег в современной экономике, в которой производство всех товаров и услуг, включая товары первой необходимости и повседневного спроса, сопряжено с многочисленными денежными расчетами и 2) появление электронных (виртуальных) денег, которые можно быстро производить и перемещать в неограниченных объемах - привела к тому, что сформировалась пятая, финансовая власть - новый отдельный вид власти, ставший еще более могущественным, чем все остальные.

Финансовая власть стала именно отдельной властью, а не просто одной из функций исполнительной или законодательной.

Одним из важнейших этапов выделения финансовой власти в отдельную ветвь стало создание в начале прошлого века ФРС США и передача ему права эмиссии (печати) доллара.

Следующим большим этапом стал отказ от золотого обеспечения доллара, который позволил ФРС осуществлять эмиссию без каких-либо количественных ограничений.

Доллар США, который сегодня является основной валютой в международных расчетах, на самом деле было бы правильнее называть долларом ФРС, потому что он является не государственной, а независимой (частной) денежной единицей.

ФРС не находится в подчинении ни у президента, ни у правительства США, ни даже у Конгресса.

ФРС самостоятельно осуществляет выпуск доллара, самостоятельно определяет условия предоставления денежных средств частным банкам, самостоятельно определяет ставки.

ФРС США - яркий пример финансовой власти, которая является отдельной властной ветвью.

Аналогичная ситуация и в России, где Центробанк тоже самостоятелен в принятии решений по эмиссии рубля, курсу, ставкам и условиям кредитования частных банков.

Центробанк - тоже пример финансовой власти, которая является отдельной от исполнительной, законодательной и судебной властей.

Конечно, ФРС США и Центробанк РФ действуют при взаимодействии с исполнительной и законодательной властью, но это не отменяет того, что они являются отдельными ветвями.

Президент и парламент тоже взаимодействуют между собой по многим вопросам - и в США, и в России, и в большинстве других стран. Более того, парламент наделен полномочиями отправить президента в отставку (объявить импичмент), а президент наделен полномочиями выступать с законодательными инициативами. Однако при этом функции президента и парламента в достаточной степени разделены, поэтому они представляют собой отдельные ветви власти.

Так и с финансовой властью - она хоть и взаимодействует с президентом и парламентом, но обладает достаточным количеством эксклюзивных фукнций, чтобы монопольно управлять финансовой системой и через нее экономикой страны.

При этом степень влияния финансовой власти на экономику намного выше, чем у президента, правительства и парламента, а значит выше степень влияния на состояние государства.

Поэтому можно утверждать, что финансовая (пятая) власть - не только отдельная, но и наиболее влиятельная из всех.

Что касается ФРС США, нужно обратить внимание еще и на то важное обстоятельство, что доллар является не только национальной, но и международной расчетной валютой, от которой зависит значительная часть (порядка 70%) международной торговли, а значит и значительная часть мировой экономики.

Это означает, что ФРС представляет собой финансовую власть не только в США, но и в мировом масштабе.

И как было показано выше, финансовая власть - наиболее влиятельная из всех ветвей власти.

Вы хотели знать, кто правит миром и где сидит мировое правительство?

Теперь вы это знаете - миром правит пятая (финансовая) власть, высшим институтом которой является ФРС США - частная структура, созданная 23 декабря 1913 года двенадцатью крупными американскими банками

Центробанк - организация, управляющая финансовой системой России, а значит и всей российской экономикой.

Центробанк оперирует финансовыми ресурсами, превышающими ресурсы бюджета и сырьевых корпораций, может оперативно и в широких пределах изменять такие ключевые экономические параметры как ключевая ставка и курс рубля, обладает монопольным и неограниченным правом эмиссии, может одномоментно влить в экономику сотни миллиардов или даже триллионы рублей и при этом решает, кому (каким банкам) и на каких условиях эти средства будут выделены.

Центробанк выдает и отзывает лицензии банков, контролирует их работу и определяет, какой частью средств своих клиентов банки могут распоряжаться - тем самым Центробанк опосредованно оперирует всей денежной массой страны.

Под управлением Центробанка находятся ресурсы, превышающие ресурсы президента, правительства и всех региональных властей вместе взятых, потому что те работают лишь в рамках бюджетов, а Центробанк контролирует все финансовые средства страны, при этом свобода маневра и оперативность принятия решений у Центробанка намного выше - он может одним решением добавить или перераспределить существенную часть денежных средств всей страны, может одномоментно изменить правила работы всей финансовой системы - такими объемами средств кроме Центробанка не оперирует никто.

Кому же подчиняется столь могущественная организация?

В законе о ЦБ РФ записано, что председателя Центробанка назначает Государственная дума с представления президента.

Но означает ли это, что Центробанк подчиняется президенту или депутатам Госдумы?

Нет, не означает.

Представьте себе, что вы оформили на кого-то доверенность на управление автомобилем и он на нем поехал по своим делам. Кто управляет автомобилем - вы или тот, на кого оформлена доверенность?

Если вы передали кому-либо свой автомобиль и оформили доверенность - автомобилем вы уже не управляете. И тот, кому вы передали автомобиль, подчиняться вам не обязан, если конечно это специально не прописано в договоре о передаче автомобиля.

В случае с Центробанком - нигде в законе не прописано, что Центробанк или его председатель подчиняются кому-либо и должны исполнять какие-либо решения президента, правительства или кого-то еще.

Ситуация с назначением председателя Центробанка именно такая как с передачей автомобиля по доверенности - получивший доверенность садится в автомобиль и управляет им по своему усмотрению, едет куда считает нужным и возит то, что считает нужным, никто ему не указ.

Все, что может президент и Госдума - это сменить председателя Центробанка, однако после замены новый председатель будет действовать так же самостоятельно, как и предыдущий.

Влияние президента и Госдумы на Центробанк сводится к тому, чтобы выбрать нового председателя, которому они доверяют и накануне назначения передать ему свои пожелания по управлению финансковой системой и экономикой страны. Но это будут именно пожелания, никаких распоряжений, приказов и инструкций выдавать председателю Центробанка ни президент, ни депутаты не уполномочены.

Председатель Центробанка - это не наемный водитель, который едет туда, куда ему скажет сидящий на заднем сидении хозяин, а именно управляющий по доверенности, который сам определяет, куда ехать и кого везти, с какой скоростью, каким маршрутом и насколько хорошо.

Ни президент, ни правительство, ни депутаты не могут выдавать Центробанку никаких распоряжений.

Назначили председателя - и все, в добрый путь.

При этом надо понимать, что Центробанк - это не один председатель, это большая организация с отделами и подразделениями, у которых есть свои начальники. И председатель ЦБ принимает решения с учетом информации, мнений и рекомендаций, получаемых от своих коллег.

И эта большая организация, управляющая всей финансовой и банковской системой, принимающая наиболее важные для экономики решения и оперирующая самыми большими средствами в стране, причем с огромной свободой маневра, с возможностью оперативно перераспределить 10% и более от всей денежной массы - работает как самостоятельная структура, не подчиняющаяся ни президенту, ни правительству, ни депутатам, ни сенаторам.

Центробанк не находится в оперативном подчинении государства, да и вообще говорить о каком-либо подчинении не приходится, потому что даже в момент назначения новому председателю не выдается никаких приказов и указаний, он не берет на себя никаких обязательств, не составляет и не согласует никакого плана действий на своем посту.

И ответственности за свои действия председатель Центробанка тоже не несет.

Никакой ответственности председателя Центробанка за принимаемые решения законом не предусмотрено, к каким бы последствиям в финансовой системе и экономике эти решения не привели.

Все, что может сделать президент и Госдума - это снять председателя Центробанка с должности и назначить другого - это максимум, чем можно наказать главу ЦБ.

Но даже этой возможностью президент и Госдума на практике не пользуются, самый яркий пример - события декабря 2014 года, когда финансовая политика Центробанка привела к двукратному обвалу рубля, а для стабилизации ситуации было принято решение о резком повышении ключевой ставки, что вызвало резкое замедление всей экономики.

Допустив обвал рубля в декабре 2014 года, Центробанк напрямую нарушил одно из немногих требований, прописанных в законе о ЦБ РФ - поддержание стабильного курса рубля. Но даже это не привело к отставке председателя Центробанка.

О том, чтобы привлечь главу Центробанка к уголовной или хотя бы даже административной ответственности - при действующих законах не может быть даже речи, потому что этого не предусмотрено.

Карманника, укравшего мобильный телефон или кошелек с зарплатой, можно посадить на пару лет, за мошенничество и хищения в особо крупных размерах можно получить до десяти, а председателя Центробанка, действия которого привели к двукратному обесцениванию рубля и тем самым вызвали потери средств, исчисляющиеся в масштабах страны триллионами рублей - нельзя привлечь не только к уголовной, но даже к административной ответственности.

И когда Центробанк своим решением отзывает лицензию у одного банка и осуществляет санацию другого, выделяя ему несколько десятков (а были случаи и нескольких сотен) миллиардов рублей - тоже никто не может спросить у председателя Центробанка, почему принято именно такое решение, никто не может проверить его и привлечь к ответственности за злоупотребления.

О каком же подчинении государству можно говорить, если Центробанк не только обладает полной самостоятельностью в принятии решений, но при этом еще и лишен всякой ответственности за их последствия?

Подчинение предполагает исполнение приказов и ответственность за их неисполнение, неверное исполнение, превышение полномочий и злоупотребления.

Но Центробанк не исполняет ничьих приказов - ни президента, ни правительства, ни иного органа государственной власти.

Центробанк не исполняет приказов, следовательно не может нести ответственности за их неисполнение или неверное исполнение. Какая может быть ответственность за неисполнение приказов, если их исполнение не предусмотрено в принципе?

Ответственность за превышение полномочий и злоупотребление Центробанк тоже не несет, да и не может нести, потому что ему предоставлена полная свобода действий по управлению банковской и финансовой системой страны.

И даже за прямое нарушение требований закона по поддержанию стабильного курса рубля, допущенное в декабре 2014 года, ни председатель Центробанка, ни кто-либо другой ответственности не понес, потому что требование поддерживать финансовую стабильность в законе есть, а ответственности за неисполнение этого требования нет. Да и критериев стабильности тоже нет, поэтому с позиции закона нельзя сказать, является ли двукратный обвал рубля в течение суток нарушением или не является.

Получается, что Центробанк - не только самая влиятельная организация в финансовой системе и экономике страны, а значит и во всей России, но еще и самая независимая и самостоятельная, которая не находится в подчинении у органов государственной власти, а значит не находится в подчинении у государства и не несет никакой ответственности за принимаемые решения и их последствия.

Центробанк не подчиняется никому!

Никому не подчиняется и не несет никакой ответственности за свои действия.

При этом управляет страной, потому что управление финансовой и банковской системой в условиях рыночной экономики означает управление самой экономикой, а управление экономикой - это и есть управление страной.

Роль Центробанка в России, его функции, полномочия, степень свободы в принимаемых решениях и независимоть от государственной власти - примерно такие же, как у ФРС в США - частной банковской структуры, которая осуществляет эмиссию доллара и управляет американской финансовой системой, а опосредованно и мировой.

И это сходство не случайно.

После 1991 года многие законы, в том числе и закон о ЦБ РФ составлялись при участии американских консультантов и по американским шаблонам - тогда Центробанк и оказался отделен от государства и превращен в независимую банковскую структуру.

Можно сказать, что Центробанк РФ был создан как аналог ФРС, только внутри России. ФРС является эмиссионным центром доллара и управляет американской финансовой системой, а косвенно и международной, поскольку доллар является мировой валютой. Центробанк делает то же самое, только внутри России и управляет российской финансовой системой.

Однако связь ЦБ и ФРС не ограничивается одним только сходством функций, полномочий и степени независимости от государства.

В законе о ЦБ РФ есть одна интересная запись (ст.4, п.18.2) -

ЦБ РФ "является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом".

Этот пункт закона многократно обсуждался и в соцсетях и на профессиональном уровне. Одни утверждают, что он ничего особенного не означает. Другие считают, что он означает подчинение Центробанка МВФ.

Как бы то ни было, связь между Центробанком и МВФ существует, иначе не было бы в законе упомянутого пункта. Спорить можно лишь о характере этой связи.

МВФ в свою очередь является порождением ФРС, поэтому есть все основания считать, что Центробанк является не просто подобием ФРС в российской экономике, но и чем-то вроде младшего брата (или младшей дочки, если вам так больше нравится).

Насколько младший братик (Центробанк) подчиняется старшему (ФРС) - думайте, как хотите. Может быть просто подражает ему и пытается перенять опыт, а может быть и не просто, а под страхом огрести за непослушание, наполучать тумаков и лишиться сладкого.

Набиуллина, Кудрин и другие посвященные, конечно же, не расскажут нам всей правды об их связях и степени зависимости от МВФ/ФРС и прочих инстанций международной банковской системы. Разве что напишут спустя много лет в мемуарах, да и то вряд ли.

Но как бы то ни было, факт состоит в том, что эмиссия рубля, которую монопольно осуществляет Центробанк и решения об объемах которой принимает полностью самостоятельно, сильно зависит от объема валютной (долларовой) выручки, получаемой Россией от экспортных операций.

Фактически эмиссия рубля привязана к поступлениям валюты (долларов) в страну. Увеличиваются поступления валюты - осуществляется эмиссия рубля.

Именно поэтому уровень монетизации российской экономики находится на уровне примерно 50% - это приблизительно соответствует тому, какая часть ВВП обеспечивается экспортно-импортными операциями, в первую очередь торговлей сырьем и закупкой готовой продукции.

По этой причине на протяжении нулевых курс рубля к доллару был очень стабилен - рост валютной выручки сопровождался пропорциональной эмиссией рубля.

По этой же причине в течение 2014 года курс рубля начал быстро снижаться и в декабре случился обвал - валютная выручка ввиду падения цен на нефть резко снизилась, но Центробанк не мог изъять из обращения достаточно значительную часть рублевой массы, поэтому для сохранения соответствия между валютной выручкой и совокупной стоимостью рубля пришлось пойти на резкое понижение курса.

Исходя из этого можно сделать итоговый вывод о том, кому подчиняется Центробанк - организация, контролирующая всю финансовую систему страны и управляющая российской экономикой, а значит и всей Россией, -

Де-юре Центробанк не подчиняется никому, во всяком случае не находится в прямом подчинении, не исполняет ничьих решений и предписаний, обладает свободой принятия решений и не несет никакой ответственности за их последствия, являясь неподсудной и неподконтрольной инстанцией, практически отделенной от государства.

Де-факто Центробанк создан по образу и подобию ФРС и есть основания считать, что на этом связь с МВФ, ФРС и другими международными банковскими структурами не заканчивается. 

1 Комментарий

Финансовая власть появляетьси только при капитализдических отношениях для особей с деградировавшей духовностью.