Солдаты Сталина. Полководец танковой промышленности СССР

Александр Уралов.

Малышев Вячеслав Александрович. Нарком тяжелого машиностроения (1939-1940), нарком среднего машиностроения (1940-1941), заместитель председателя СНК СССР (1940-1944), нарком танковой промышленности (1941-1942, 1943-1945), Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-танковой службы.

«Это был очень организованный, дисциплинированный человек, немного жесткий, скорее - требовательный. Умел работать, когда надо было успеть сделать невероятно много. Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники».

 В.С.Сумин. Помощник В.А Малышева, проработавший с ним 17 лет.

Легендарный нарком войны

Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.

Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком.

В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.

Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» — в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя — ради фронта, ради Победы — работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего — и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.

В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой — на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, заводские танки — все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, — вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. — Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».

Т-34-легенда Второй Мировой.

Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танковой промышленности генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. Член Государственного Комитета Обороны А.И. Микоян, так характеризовал сталинского наркома:

«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.

В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».

Среди всех наркомов Малышев наиболее часто вызывался в Кремль и на дачу в Кунцево для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. С 1939 по 1950 год он разговаривал со Сталиным свыше 100 раз, и большая часть этих встреч происходила в период войны. Верховный Главнокомандующий очень высоко ценил его как выдающегося организатора промышленности.

Блестящий руководитель с глубокими инженерными знаниями, Вячеслав Александрович был одним из выдающихся организаторов развития танковой промышленности в годы войны.


Слева направо: Д.Ф.Устинов, Б.Л.Ванников, А.И.Ефремов, В.А.Малышев, 1943

Промышленность в короткие сроки перестроилась на военный лад, стала давать фронту хорошие боевые машины.

С величайшим уважением относились к Малышеву прославленные полководцы Великой Отечественной войны: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, А. И. Еременко, маршалы и генералы бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, П. А. Ротмистров, П. С. Рыбалко.

Генерал армии дважды Герой Советского Союза, кандидат военных наук Д. Д. Лелюшенко во время Отечественной войны командовал общевойсковыми и танковыми армиями, был заместителем начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии. В своих записках он пишет: "В те дни довелось часто встречаться с Вячеславом Александровичем Малышевым, который руководил танковой промышленностью. Поражала его кипучая энергия. Будучи очень занятым человеком, Малышев не упускал случая встретиться и поговорить с фронтовиками-танкистами, терпеливо выслушивал их претензии и замечания. Он часто бывал на прифронтовых полигонах, где испытывались новые машины. Провожал в действующую армию сформированные танковые соединения. Ему можно было позвонить поздно ночью или рано утром - Вячеслав Александрович всегда был "у себя". Он не имел привычки откладывать решения. Работать с таким человеком было приятно и легко".

Генерал-лейтенант технических войск, Герой Социалистического Труда Ф. Ф. Петров в своих воспоминаниях подчеркивает исключительный организаторский талант Малышева, сплотившего всех - от мастеров брони, творцов моторов до пушечных конструкторов.

Работа в урановом проекте.

Еще в годы Великой Отечественной войны появилась информация о работах с ураном-235. Малышев заинтересовался этой проблемой.

Американцы и не думали, что мы сможем сделать атомную бомбу так быстро. Сразу после войны, 17 июля 1945 г. на Потсдамской конференции держав-победительниц, американский президент Г.Трумэн сообщил И.В.Сталину о наличии у США мощного оружия, тем самым, по наблюдению присутствовавших маршала Г.К.Жукова и У.Черчилля, приведя его в крайнее удивление. Джон Ф.Хогертон и Эллсуорт Рэймонд в книге "Когда Россия будет иметь атомную бомбу?", вышедшей в 1948 г. в Москве, прогнозировали, что создать атомную бомбу СССР сможет только в 1954 г. Как известно, с прогнозом они попали впросак.

Еще в ходе Великой Отечественной войны советские ученые занимались урановой проблемой. В декабре 1946 г. И.В.Курчатов с сотрудниками построили первый в Европе реактор и осуществили цепную реакцию, а в 1948 г. запустили первый промышленный уран-графитовый реактор.

Пуск этих реакторов и получение на первом из них ничтожных микрограммовых количеств плутония, а на втором - промышленных количеств подвели итог огромным усилиям геологов, горняков, металлургов и металловедов, химиков и радиохимиков, графитчиков, конструкторов и физиков-экспериментаторов. Уже в августе 1949 г. Советский Союз провел испытание атомной бомбы. С создания атомного оружия началось и развитие атомной энергетики.


Испытание первой атомной бомбы СССР. 29 августа 1949 г.

Он был руководителем Государственной комиссии по испытанию первой термоядерной бомбы, проведенному на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 г. А.Д. Сахаров вспоминал: "Малышев обнял меня и тут же предложил вместе с другими руководителями испытаний поехать на поле "посмотреть, что получилось". Я, конечно, согласился, и вскоре на нескольких открытых газиках мы подъехали к контрольно-пропускному пункту, где нам выдали пылезащитные комбинезоны с дозиметрами в нагрудных карманах. ...Машины поехали дальше и остановились в нескольких десятках метров от остатков испытательной башни. ...Малышев вышел из машины и пошел к башне. Я сидел рядом с ним и тoжe вышел. Остальные остались в машине. От башни остались только бетонные основания опор... Через полминуты мы вернулись в машины..." Как впоследствии стало известно, все, посетившие тогда эпицентр взрыва, получили очень большие, опасные для жизни дозы облучения.


12 августа 1953 года в CCСР прошли испытания первой в мире водородной бомбы. Испытание состоялось на Семипалатинском полигоне. Взрывная волна уничтожила все в радиусе 4 километров.

Роль Малышева, как крупнейшего машиностроителя, в урановом проекте очевидна. О его заслугах не раз говорил И.В.Курчатов, отмечая, что Малышеву удалось мобилизовать сотни заводов, рудников, конструкторских бюро (в том числе бывших танковых, откуда пришел в атомную отрасль Н.Л.Духов - в Арзамасе-16 возглавил специальный конструкторский сектор, занимавшийся разработкой атомной бомбы) для работы над Атомным проектом. При участии Малышева началось строительство атомной электростанции в Обнинске, пущенной в июне 1954 года, и строительство атомного ледокола "Ленин" (главный конструктор В.И.Неганов, научный руководитель создания атомной силовой установки академик А.П.Александров), в которое было вовлечено до 500 заводов Советского Союза. Его создание превратилось в очередную гигантскую опытную площадку новой технологии, стало экзаменом на зрелость для металлургов, машиностроителей, сборщиков. Возглавляя Министерство судостроения СССР, В.А.Малышев являлся одним из зачинателей и организатором работ по созданию атомного подводного флота СССР.

Однако атомный ледокол "Ленин", начало строительства которого положил Малышев, увидеть на рейде ему не довелось. До того дня он не дожил несколько месяцев. И до запуска первого искусственного спутника Земли он не дожил. Но есть и его доля труда в быстрых темпах развития советской ракетной и космической техники.
И.В.Сталин называл В.А.Малышева главным инженером страны. Малышев был требовательным человеком, любил во всем досконально разобраться, любил все новое. Он присутствовал на всех испытаниях оружия, техники, ему было важно самому во всем разобраться, посмотреть, изучить происходящие процессы. Он был очень дотошным, скрупулезным человеком. Несмотря на запреты сразу после испытания атомной бомбы поехал в эпицентр взрыва. Он хотел во всем убедиться сам, чуть ли не пощупать. Это его бесстрашие, увлеченность делом привели к тому, что он "схватил" дозу радиации и рано ушел из жизни, всего в 54 года…

Создание и организация атомной промышленности - дело, за которое он с энтузиазмом взялся. Когда ученые завершали свои разработки, и их нужно было внедрять в производство, Малышев привлекал своих конструкторов-танкистов, а также машиностроительные, танковые заводы.

Рабочий день Вячеслава Александровича продолжался долго: с раннего утра и нередко - до часа ночи. Практически ежедневно он бывал в правительстве. А потом - аналитическая работа. Мы готовили обзоры иностранной литературы по техническим вопросам для него. Он знакомился с происходящим в мире по обзорам, переводам. Его интересовала вся информация, касавшаяся вопросов оборонного комплекса. Я помню, как он перед поездкой на научный симпозиум, который проходил в Англии, исписал всю записную книжку информацией об этой стране. Выписки были сделаны из самой разной литературы. Получилась своеобразная "энциклопедия" об Англии. Там было все: история, развитие экономики, состояние оборонной промышленности, культура. У меня остался этот блокнот, исписанный его рукой. Теперь храню его как память об этом человеке.

Это был очень динамичный человек. Одна из английских газет после его поездки на конференцию написала, что это "человек-динамо". Находясь в Англии, он ездил по заводам и предприятиям. Все это было близко, знакомо ему, как дом родной. Он любил бывать на предприятиях. Это было для него важнее, чем любой бумажный отчет.

В.А.Малышев побывал на всех объектах, на атомных подводных лодках. Его хвалили в правительстве, что он так быстро создал атомный флот. Вместо заклепок ввел автоматическую сварку. Он учил некоторых специалистов быть смелее, корил, что они боятся нового. Часто общался с академиком Патоном Евгением Оскаровичем.

В 1946 г. Малышев, анализируя итоги войны, сделал вывод, что "наша танковая промышленность за годы войны прошла в области внедрения техники и технологии путь, на который в довоенное время было бы затрачено 10-15 лет". Несмотря на трудности войны, на Восток были переведены сотни и тысячи предприятий. Правительство сумело выделить танковым заводам достаточное количество нового оборудования, что обеспечило создание базы для массового выпуска танков.

Как выдающегося организатора промышленности его очень высоко ценил И.В. Сталин. За время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) и никто из наркомов, не бывших членами Политбюро.

Создание транспортной отрасли.

В октябре 1945 года Наркомтанкопром был упразднен и на его базе создан Наркомат транспортного машиностроения во главе с В. А. Малышевым.

Новое дело было неимоверно тяжелым. После четырех лет войны заводы транспортного машиностроения находились в тяжелом положении, многие переключены на выпуск военной техники. А задачи поставлены огромные. За пятилетку (1946-1950 гг.) Наркомат транспортного машиностроения должен выпустить 6165 магистральных паровозов, 865 тепловозов, 435 тыс. вагонов. Кроме того предприятия Министерства должны дать 74,5 тыс. тракторов, 79 тыс. дизелей, возродить производство речных судов на заводе "Красное Сормово".

Как сделать этот рывок? Малышев ищет пути. Опыт подсказывал: только путем новых маневров имеющимися мощностями и прежде всего решительным переключением танковых, бронекорпусных, дизельных заводов на новые виды изделия.

Малышев стремился не просто восстановить производство мирной продукции и организацию производства, ориентируясь на довоенные образцы, а создать новое массовое производство с ориентацией на современные типы машин.

В основу послевоенного транспортного машиностроения Малышев положил принципы поточно-массовой технологии. Строятся новые агрегатные заводы, заводы бывшего танкопрома с их мощной базой становятся смежниками предприятий транспортного машиностроения. Создаются новые конструкции паровозов, тепловозов, дизелей, тракторов.

Создание и применение новой техники.

В декабре 1947 года Госплан СССР был реорганизован и образованы Государственный Комитет снабжения народного хозяйства СССР и Государственный Комитет внедрения новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). На Гостехнику возлагалась задача форсирования внедрения в народное хозяйство новой техники в целях дальнейшего быстрого технического вооружения и перевооружения народного хозяйства.

Председателем Гостехники назначили В. А. Малышева. В жизни Малышева, которому в эти дни исполнилось сорок лет, начинается совершенно особый период. Произошло превращение его в одного из стратегов народного хозяйства, в подлинного главного инженера страны (так называли Малышева многие работники промышленности). На этой должности его принципиальность, инженерный талант и организаторская мысль получили наиболее полное выражение. Он считал, что главное дело - борьба не за отдельные новинки, не за частные улучшения, делающие временный успех, а борьба за исторически прогрессивные направления в науке и технике.

Малышев сосредотачивается на проблеме скорейшей механизации трудоемких и тяжелых работ в основных отраслях промышленности и строительства. Это обеспечивало создание резерва рабочей силы и выигрыш времени.

Гостехника наиболее полно раскрыла организационную роль на строительстве канала Волга-Дон (1950-1952 гг.).

В отличие от первоначального проекта строительства канала, предусматривавшего привлечение более чем 500 тыс. человек, предложение Малышева и Гостехники предусматривало всего 200 тыс. человек, но с созданием и введением в эксплуатацию мощной землеройной техники. Создаются шагающие экскаваторы, скреперы, мощные самосвалы, тягачи.

Новой стройке - новую технику. Эта был истинно малышевский размах, дело, которое всколыхнуло десятки заводов, министерств. Волго-Дон стал лабораторией новой техники.

За два с половиной года вместо пяти было сделано все. 31 мая 1952 года навеки слились воды двух великих рек.

Министерство судостроительной промышленности.

10 января 1950 года по распоряжению Председателя Совмина СССР Малышев обязуется в семидневный срок принять дела Министерства судостроительной промышленности. Через день появился соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР. Это третье министерство за пять лет.
Малышев знал, что программа большого флота принята еще до войны, когда были созданы Наркомат ВМФ и Наркомат судостроения. В 1938-1940 годах заложили много крупных военных кораблей. Но они остались на стапелях недостроенными.
Времени для того, чтобы быть большому флоту, крайне мало. Между тем строительство одного корабля растягивалось на три-четыре года, с огромными затратами ручного труда. Малышев ездит по судостроительным заводам. Он понял, что надо ломать устаревшую технологию сборки кораблей. Кое-какие новшества начали вводить до него, но нововведения надо было внедрять смелее. Над этим работает Министерство. Судостроительные заводы в 50-е годы изменили свой традиционный облик. "Стапельное время" было резко сокращено, большинство сборочных работ перенесено в цех. Сдаточная программа 1950 года была успешно завершена. В январе 1951 года И. В. Сталин позвонил Малышеву и поздравил его с успешным выполнением плана сдачи судов.

Первый в мире атомный ледокол «В.И.Ленин».

Старые судостроители, конструкторы отмечали, что работать с Малышевым было не только интересно. Уроки работы с Малышевым - это уроки предельно оперативного, гибкого освоения нового, изживания инертности, постоянного развития чувства нового.

Болезнь - острый лейкоз - подкралась незаметно и прогрессировала бурно. Интенсивное лечение, необыкновенное личное мужество самого Малышева, забота друзей - все оказалось бессильным. 20 февраля 1957 года наступила смерть. 22 февраля состоялось прощание в Колонном зале Дома Советов. Урна с прахом захоронена в Кремлевской стене. Его именем был назван Харьковский машиностроительный завод, улицы в Москве, Коломне и Сыктывкаре (в городе установлен памятник) и в других городах.

Куда же подевались такие люди? На государственных постах их сменили демагоги, построившие свою карьеру участием в разного рода политических разборках, технически безграмотные, но, тем не менее, берущиеся что-то решать в вопросах им совершенно неизвестных и непонятных – результаты их деятельности очевидны уже даже людям, самым далеким от технической тематики.

Так, например, новым руководителем государственного концерна "Укроборонпром", объединяющего более ста предприятий оборонно-промышленного комплекса различных видов научного и производственно-технического направления, назначен учитель физики по образованию, владелец автосалона, руководитель избирательного штаба Петра Порошенко на Херсонщине, депутат областного совета 42-летний Роман Романов.

Этот педагог-физик в 1995 году закончил физмат Херсонского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской (очень престижный вуз!) будучи с 1992 года – предпринимателем. Когда же он учился?

«…Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники». Это В.А.Малышев.
Как там у И.Сталина: «Кадры решают все!»

А какой талант имеет депутат областного совета, предприниматель, владелец автосалона в Херсоне, применимый к руководству такой махиной как государственный концерн «Укроборонпром»?

Гуд бай, ГК «Укроборонпром»!