Советская мода в эпоху НЭПА

Н. Закрасовская

Распределение моды в советский период было неравномерным. Вся модная индустрия концентрировалась главным образом в столице. Большое количество портновских мастерских Москвы концентрировалось в Столешниковом переулке. Это известные мастерские сестёр Колмогоровых, Коппар, Нефёдовой, Грищенко… В 20 – е годы в Москве начинает работать школа художественной вышивки ателье дамских мод «Арс». Основательница – знаменитая Варвара Каринская. Первый салон, где можно было заказать изысканные туалеты, в те годы доступные немногим. Салон известен был и своей знаменитой чайной комнатой, куда захаживали знаменитости: Крымов, Лентулов, Качалов… В. Каринская разработала новую технологию вышивки и аппликации по ткани. Её ткани производили неизгладимое впечатление живописного полотна. Также она обладала уникальной коллекцией русской дворянской вышивки,


Балетные костюмы В. Каринской

которую собирала долгие годы. Позднее, она стала в Нью – Йорке хозяйкой знаменитого ателье и даже создавала костюмы для кинематографа и для балетных спектаклей.
Услугами дорогих портных и модельеров пользовалась определённая категория населения: партийная элита, разбогатевшие нэпманы, театральный бомонд и т. д. Особенно надо отметить, какой славой в середине 2о – х годов пользовались туалеты «от Ламановой».


А. Экстер, Н. Ламанова костюмы к фильму Я. Протазанова «Аэлита».

Надежда Петровна Ламанова была ещё до революции очень известной портнихой. Она была известной поставщицей Императорского двора и была очень популярной среди аристократии и артистического бомонда. В начале 20 века Ламанова выполняла заказы для театральных костюмов для Московского художественного театра, а также и для других театров. Она получала заказы и для кино, известно, что она активно сотрудничает с Эйзенштейном и Александровым. Знаменитыми клиентками Н. Ламановой были Вера Холодная, Ольга Книппер – Чехова, Мария Ермолова…
Продолжая активно работать в советской стране, Н. Ламанова вынуждена была приспосабливаться к тяжёлым условиям. Нехватка хороших, качественных тканей для работы не останавливают работу. Надежда Ламанова экспериментирует с льняными полотенцами, грубым домотканым холстом, даже использует одеяла. Свои модели она украшает изысканной вышивкой, делая даже в таких условиях неповторимые модели, которые неоднократно завоёвывали призы на международных выставках. Одежду от Ламановой с гордостью демонстрировали - муза В. Маяковского Л. Брик и её родная сестра, французская писательница Э. Триоле, а также киноактриса А. Хохлова.


Внутренний вид «Ателье Мод», Москва, Петровка

Надежда Ламанова заложила основы советского моделирования. Знаменитый девиз Н. Ламановой «Назначение, образ, ткань» остаётся актуальным и сегодня.
В 1923 году был создан «Центр по становлению нового советского костюма», позднее переименованный в «Ателье мод». Первый директор, Ольга Сеничева-Кащенко, вспоминала, как тяжело было работать ей, шестнадцатилетней девушке, которой был предоставлен кредит на возрождение ателье мод.


В новом экспериментальном «Ателье мод» всю творческую работу возглавляла Надежда Ламанова. Вместе с ней трудились такие выдающиеся художники, как Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Макарова, Евгения Пржибыльская. Выходит первый номер журнала «Ателье», где работают многие известные художники. В 1923 году на I Всероссийской художественно – промышленной выставке образцы моделей одежды, разработанные в Ателье мод Н. Ламановой были удостоены премий.


Модные силуэты журнала «Ателье»

В 1925 году проходила Всемирная выставка «Ар деко» в Париже. Вместе с работами Н. Ламановой представлены были модели Е. Пржибыльской, Н. Макаровой, племянницы


Л. Брик и Э. Триоле демонстрируют в Париже модели Н. Ламановой.

Ламановой, которая после возглавила Московский дом моделей, а также известного скульптора В. Мухиной. Эта коллективная работа была выставлена в Советском павильоне и получила гран – при за костюм, разработанный на основе народного искусства.
В 20 – е годы активно создаёт советскую моду ещё одна известная художница – Вера Степанова, жена А. Родченко. Она создавала неповторимые костюмы для театра В, Мейерхольда, а также увлекалась текстилем, который прекрасно подходил для моделей в кубистическом стиле. Интересны модели ещё одной художницы, Любови Поповой, которая училась у К. Юона, а затам в Париже. В начале 20 – х годов она работала в художественной мастерской Первой ситценабивной фабрики. Однако конструктивизм Поповой не был оценён по достоинству. Покупатель в 20 – е годы предпочитал ткани с традиционным рисунком.
Александра Александровна Экстер, уроженка Киева. В 1908 – 1914 годах она живёт и учится в Париже, затем активно выставляется в Москве. Она также активно сотрудничала с «Ателье мод», создавая модную кубистическую одежду с элементами исторического костюма. Также она была главным художником по костюмам Московского камерного театра.
В 1923 году выходит первый номер советского журнала мод «Ателье», созданный при «Ателье мод». В редакторской статье были изложены его главные цели и задачи: «Деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры». Знаменитые художники дали своё согласие на сотрудничество: Ю. Анненков, Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Сомов, В. Мухина…
Необходимо отметить, что имена известных художников стали появляться в журналах мод ещё в начале XX века. Многие интересные планы тогда так инее были реализованы.
Очень интересный материал публикует в журнале А. Экстер. Важное значение она придаёт правильности конструирования одежды, она должна идеально соответствовать формам и размерам тела.

Журнал «Ателье» 1923 г.

Также важное значение при разработке моделей уделялось пластическим свойствам самого материала. Также она писала о правильности разработки
одежды для рабочих, которая должна быть простой и удобной. Ею разработанные модели для дома и улицы отличаются оригинальностью и необычной цветовой гаммой, иногда она соединяет ткани контрастных цветов, предлагает оригинальный крой.


В. Мухина Пальто из солдатского сукна

Знаменитый советский скульптор Вера Мухина также активно сотрудничает с «Ателье». Выступая в качестве художника – модельера, она разрабатывает оригинальные модели.


В. Мухина Кафтан из полотенец.

Её знаменитое эстрадное платье – бутон поражает своею неповторимостью. Лёгкие белоснежные драпировки юбки напоминают лепестки цветка. Изящный женский силуэт с тростью в руке и в широкополой красной шляпе как далёкое эхо минувших эпох и
одновременно такой яркий и современный.


В. Мухина Эстрадное платье (платье – бутон) 1923 г.

На страницах первого номера журнала читатели увидели большое количество фотографий московских актрис и моделей. Коллекция 1922 – 1923 года, несмотря на экономические трудности, была просто потрясающей! На страницах журнала выступил режиссёр и драматург Н. Евреинов, В. фон Мекк, М. Юрьевская.
Журнал «Ателье» вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех. В конце журнал был дан «Обзор модных течений из иностранных журналов». Однако, этот прекрасный номер стал и последним. Неоднозначная оценка журнала в прессе, экономические трудности, смена руководства «Ателье мод» , и журнал перестал существовать. На смену этому изданию приходят другие, уже в 1928 году начинает выходить журнал мод «Искусство одеваться», который имел много очень интересных рубрик.


Л. Брик 20 – е годы
В эпоху НЭПа все советские модницы подражали актрисам немого кино. Среди них Ольга
Жизнёва, Вера Малиновская, Юлия Солнцева, Лилия Брик, Белла Белецкая, Тамара Кемарская и др. Они были первыми проводницами зарубежной моды, которая предлагала платья с заниженной талией для стройной фигуры.
В моде были различные искусственные цветы, нити жемчуга, высокие ботиночки на
шнуровке, каракулевые жакеты и меховые горжетки. Важный аксессуар модницы – шляпка!


Журнал мод 20 – х годов.

НЭП изменил моду и на мужскую одежду. В этот период снова появляются визитки и смокинги, коверкотовые костюмы, шляпы «борсалино» и цилиндры. Такой костюм советского человека вызывал критику у большей части населения, в прессе даже появлялись сатирические стихи. В конце 20 – х годов постепенно сокращаются публикации иностранных моделей в советских журналах мод, так как советский человек был очень далёк от мира роскоши. Поэтому, в Москве в 1929 году была открыта Швейная фабрика № 2, которая позднее была преобразована в знаменитое швейное объединение «Большевичка».