Советская мода в первые годы после революции

Н. Закрасовская

Формирование и становление советской моды в 20-е годы XX века проходило в тяжелейших экономических условиях. Крушение «старого мира» и зарождение нового – советского. Период разрухи, гражданской войны, политики военного коммунизма… В это суровое время, вопреки всему, начинает активно развиваться советская мода. Как известно «…дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела…», и молодые строители коммунизма также имели желание красиво одеваться, но образ «нового человека» был сформирован позже, в результате многочисленных дискуссий. 

Простота и аскетизм - отличительные черты советской одежды после 1918 года. Это, прежде всего не идеология, а тяжёлые экономические условия. В это голодное и суровое время появляются культовые костюмы – кожаные куртки, кепки, пролетарские красные косынки, завязанные на затылке, комсомольские «юнгштурмовки»…

И. С. Куликов. Юнгштурм. 1929 г.

Для такой одежды использовали грубое полотно, солдатское сукно, байку, бумазею… Почему же кожаная куртка, которая прочно ассоциируется с образами советских комиссаров? Ответ прост. Все эти куртки и кепки были однотипными. Появились они ещё в период Первой мировой войны и служили униформой для авиационных батальонов, а в первые послереволюционные годы были выданы из старых армейских складов.

Член реввоенсовета Туркестанской республики И. Белов. 1919 год

Красная революционная косынка – не просто головной убор, а символ освобождения женщины, женщины равноправной и сильной, наравне с мужчинами строящей советское будущее. 

Г. Г. Ряжский. Делегатка. 1927 г.

Комсомольцы творчески заимствовали свою новую форму у немецкой молодёжной организации «Красный юнгштурм». Это куртка или гимнастёрка, но обязательно зелёного цвета, с накладными карманами и отложным воротничком. Неизменным дополнением служили кожаные ремни, фуражки и даже портупея. Девушки одевали юнгштурмовки с прямой юбкой тёмного цвета.

Комсомольской форме уделялось большое внимание сверху. ЦК ВЛКСМ через газету «Красная звезда» рекомендует всем местным организациям ввести единую форму для комсомольцев, по образцу формы московского комсомола.

Важным этапом в истории советской моды было создание красноармейской формы. В 1918 году была создана даже специальная комиссия по разработке формы для Красной Армии.

Командарм М. В. Фрунзе

Известно, что были приглашены такие известные художники, как В. Васнецов и Б. Кустодиев. За основу был взят русский исторический костюм, и в 1919 году он был утверждён.

Характерным и очень впечатляющим был головной убор красноармейца – знаменитая «будёновка». Она повторяла древнерусскую форму шлема с бармицей, подчёркивая героизм воинов революции. Красные обшлаги и звезда на будёновке – героический образ советского воина, который существовал вплоть до начала Великой Отечественной войны. 

 

В. Конкин в форме красноармейца в фильме «Как закалялась сталь»

На улицах советских городов в эти тяжёлые годы стали появляться мужчины в косоворотках из сатина, поверх которых надевали городской пиджак. Женщины одевались скромно: платья из грубого холста, блузы из ситца, длинные юбки из солдатского сукна, которые также иногда дополнялись гимнастёркой.

Обувь также была простой и удобной: сапоги, ботинки, резиновые боты, а летний вариант – лёгкие парусиновые тапочки…

Девушки 20-х годов

В 20-е годы XX века в моде наступает новая эпоха. После Первой мировой войны в мировой моде наблюдаются тенденции к упрощению. Массовое промышленное производство, налаженное ещё в военные годы (выпуск военной формы), продолжает активно развиваться. Швейная промышленность Советского Союза, полностью разрушенная в военные годы, должна была быстро возродиться и обеспечить население самым необходимым.

Студенты 20-х годов

Поэтому, уже в 1917 году при Центротекстиле был создан Отдел готового платья и белья «…для восстановления, объединения и национализации производства и распределения готового платья и белья в общегосударственном масштабе». В 1919 году были учреждены Центральный институт швейной промышленности и Учебные художественно-промышленные мастерские костюма. Но, прежде всего – подготовка кадров, проведение научных исследований, централизация швейного производства.

В 1920 году были организованы легендарные Высшие Художественно-Технические Мастерские ВХУТЕМАС (с 1926 года реорганизованы во ВХУТЕИН), которые дали стране многих замечательных мастеров промышленного дизайна. В апреле 1920 года учреждён Главный комитет швейной промышленности.

Швейная промышленность стала пополняться современными машинами, паровыми прессами и т. д. В середине 20-х годов фабрики переходят к поточной организации производства. Это даёт возможность быстро «одеть» советских граждан, прежде всего здесь речь идёт о количестве, а не о высоком качестве продукции.

Советская пресса активно реагирует на создание новой, «советской» моды. Не утихает полемика в газетах, обсуждаются серьёзные вопросы о том, каким должен быть быт советского человека: квартиры и интерьеры, где нет места мещанским и таким знакомым кружевным салфеточкам, фикусам и милым слоникам. Облик строителя коммунизма должен стать новым идеалом, поэтому своя, настоящая «комсомольская» мода должна быть противопоставлена уже отжившей, принадлежавшей старому миру.

В студенческом общежитии. Наряды начала 20-х годов

Театр также активно включается в эту дискуссию. В эти годы в театре главным образом и можно было увидеть новые экспериментальные проекты – от моделей одежды до новых интерьеров советских квартир.

В начале 20-х годов возникла острая необходимость частично вернуть в экономику частную собственность. Новая экономическая политика (НЭП), существовавшая с 1922 по 1929 год, главная задача которой было восстановление народного хозяйства, действительно смогла активизировать производство самых необходимых вещей. Восстановление народного хозяйства после тяжелого периода политики военного коммунизма, даже ценою временных уступок частному капиталу, было шагом важным и необходимым. Кооперативы возникают очень быстро, и снова появляются в продаже бельё, бижутерия, обувь, шляпки, косметика и т. д.

Но 20-е годы, это ещё период разрухи и массовой послевоенной нужды, когда покупать такие товары было очень дорого. Приходилось перекраивать и перешивать, руководствуясь выкройками из журналов мод.

Физкультурная молодежь 20-х годов

Несмотря на то, что в этот период появляется большое количество портновских мастерских, позволить там себе пошив могли немногие. Известно, что в 1923 году в Москве работали 204 портновские мастерские, хотя основная масса советских людей обходилась малым: юбка из грубого сукна, фланелевая блузка, матерчатые туфли, ботинки… Мечтой каждой женщины оставались чулки со стрелкой и, конечно же, духи!

Для советской власти это был трудный период восстановления разрушенного хозяйства и период первых пятилеток. В период полного дефицита на советских предприятиях рабочим выдавали «прозодежду». На самом деле это была не только производственная одежда, а и другие самые необходимые товары и продукты: полотенца, простыни, ботинки…

Одной из важных тем 20 – 30-х годов была разработка «прозодежды». Эта тема - производственная одежда - разрабатывалась активно советскими художниками. Предлагалось множество вариантов одежды для пожарных, строителей, продавцов, пилотов. Г. Клуцис, латышский художник, создаёт рабочий костюм шахтёра с лампой на шлеме и сигнальным поясом.


Дизайн «прозодежды»

В этот период женская предприимчивость не знает границ. Все подручные средства хороши! Старые занавески и портьеры превращаются в модные вещи. Постельное бельё, покрывала и скатерти. Считается модным полосатый матрасный тик, а цигейка и крашеный кролик – самые распространённые меха. А вот с обувью было труднее, донашивали старую, обменивали на другие товары на «барахолках», а в морозы носили валенки.

Важным вопросом для молодой советской страны оставалась разработка новой концепции одежды для человека, удобной и красивой, где нет места социальным различиям. Поэтому, уже в 20-е годы появляется множество журналов мод: «Модный мир», «Вестник моды», «Четыре сезона», «Модный журнал» и др., а модели одежды можно было увидеть в советский период и в таких любимых советскими женщинами журналах, как: «Советская женщина», «Работница», «Крестьянка», «Огонёк» и др. Начинают открываться известные советские дома мод: Киевский, Московский, Ленинградский, Рижский, Таллинский…