ВМФ США терпит первое поражение в «коронавирусной войне» с КНР

Нападки Вашингтона на Пекин с требованиями взять на себя ответственность за возникновение и последствия распространения инфекции коронавируса достигли такого уровня, что в мире стали опасаться уже не холодного, а горячего конфликта между США и КНР. Однако Белый дом, обеспокоенный ослаблением своей гегемонии, пока проигрывает лидерам КПК не только в эффективности противостояния COVID-19, но и в силовом противоборстве.

Китайские военные моряки: «Враг, уходи»!

Сингапурское издание Asia Times описывает, как Китаю удалось использовать американские неурядицы для достижения того, что у него не получалось долгие годы, – установления военно-стратегического контроля над своим мягким подбрюшьем, Южно-Китайским морем.

18 апреля Государственный совет Китая, главный административный орган страны, объявил о создании двух новых административных районов в Южно-Китайском море. Они включают в себя архипелаги Сиша (оспариваемые соседями Парасельские острова) и Наньша (также спорные острова Спратли). Оба района отнесены к ведению префектуры Санша, впервые созданной в 2012 г. на острове Юнсин (Вуди) в Парасельской цепи островов. В городе проживает всего 1800 жителей, а площадь острова Юнсин – всего 20 кв. км, но с него осуществляется эффективный военно-наблюдательный контроль над 2 миллионами квадратных километров прилегающих спорных вод, богатых морскими ресурсами и множеством отмелей, атоллов, островков, скал. По оценке китайских военных, этим они взяли на себя ответственность «за сохранение национального суверенитета».

Китай осуществляет обширную программу расширения и создания новых искусственных островов в тихоокеанской акватории. Так, военно-командным центром на расположенном к югу от Парасельских островов архипелаге Спратли стала база ВВС и ВМФ на рифе Огненного Креста, надстроенном до необходимых размеров.

Госдепартамент США расценил последние действия Китая в Южно-Китайском море как попытку аннексии и подверг Пекин острой критике за военные приготовления. Попутно Вашингтон обвинил китайскую сторону в «рекордной добыче газа» из гидратов моря, выступив в роли защитника экологии, что применительно к интересам Соединённых Штатов им не свойственно. И беззастенчивой клеветой прозвучало обвинение Китая в том, что китайский патрульный катер якобы потопил вьетнамскую рыболовецкую шхуну (быстро выяснилось, что катер был индонезийским, а не китайским).

А дальше всё пошло не по плану. Как и в прежние годы, США вознамерились силами своего 7-го флота, оперирующего в Тихом и Индийском океанах, продемонстрировать Китаю и его соседям свою боевую мощь, которой «не стоит бросать вызов». Командование 7-го флота хвастливо заявляло, что в его распоряжении в любой момент находятся 60-70 боевых кораблей, 200-300 самолётов и 40 тыс. морских пехотинцев.

Однако вскоре выяснилось, что флотский флагман авианосец «Теодор Рузвельт» (более 1 тыс. заражённых коронавирусом моряков на борту) выплыть не может. На замену ему к берегам Китая пошёл авианосец «Гарри Трумэн», но и он вернулся на базу из-за того же. Кроме них, вирус вывел из строя ещё три авианосца – «Карл Винсон», «Джон Си Стеннис» и «Рональд Рейган». Впервые за 15 лет ВВС США приостановили свою «миссию постоянного присутствия стратегических бомбардировщиков» на о. Гуам.

База ВВС и ВМФ США на о. Гуам – до Китая неблизко

Китайцы выяснили, что «невидимый враг» поразил команды не только этих, но многих других кораблей и вспомогательных судов ВМФ США, а также базы на берегу, включая базы на Гуаме. В итоге американцы наскребли с разных флотов очень скромную эскадру, миссия которой в середине апреля обернулась полным фиаско. В составе эскадры из боевых были только десантный корабль USS America, вскоре также куда-то исчезнувший, крейсер класса USS Bunker Hill и эсминец USS Barry.

Устаревшие корабли США плывут к Китаю – неубедительно

К этой «экспедиции запугивания» стал приближаться китайский флот с авианосцами «Ляонин» и «Шаньдун», ракетными эсминцами и фрегатами. Не имея воздушной поддержки, американские моряки сразу прервали свой маршрут; эксперты удивлялись: «Непонятно, почему развёртывание американского флота было столь коротким?» Ответ простой: сопоставление двух сил было настолько не в пользу американцев, что они сочли за благо поскорее прекратить позор.

Американские военные аналитики пытаются объявить это чуть ли не новым словом в военном искусстве: «стратегическая предсказуемость, оперативная непредсказуемость»; дескать, «пусть враги ломают головы над нашими истинными намерениями». Они заявляют, что «военно-морские силы США в Южно-Китайском море, вероятно, будут проводить операции и мероприятия в необычных формах, которые несовместимы с прошлыми, предсказуемыми моделями».

Безусловно, США попытаются вернуться в Южно-Китайское море, но стратегический баланс там, похоже, сломан навсегда. К тому времени, когда американцы полностью оправятся от вирусно-экономического кризиса, китайцы продвинутся в укреплении своего оборонительного потенциала ещё дальше.

Помимо строительства взлётных полос на искусственных островах, Пекин уделяет большое внимание созданию современного флота. В настоящий момент в составе китайского ВМФ имеется два авианосца – проданный украинцами бывший «Варяг», а ныне модернизированный «Ляонин» (60 тыс. тонн – 24 самолёта) и более продвинутый «Шаньдун» (70 тыс. тонн – 36 самолётов).

Следующий китайский авианосец, известный как проект «Тип 003» (80 тыс. тонн – 48 самолётов), который должен встать в строй в ближайшие годы, является кораблём нового поколения. Корабли данного типа избавятся от трамплина на взлётной палубе, получат электромагнитную катапульту и возможность запуска более тяжёлых и совершенных самолетов, включая многоцелевые истребители пятого поколения Chengdu J-20. В более отдалённой перспективе китайцы создают авианосец класса новейшей американской разработки CVN78 («Джеральд Форд»).

Проект новейшего китайского авианосца

Этим китайская программа авианесущих кораблей не ограничивается. В Шанхае спущен на воду первый из четырех десантных кораблей водоизмещением 40 тыс. тонн («Мистраль» имеет только 20 тыс. тонн) класса «Тип 075». Второй корабль будет выведен в море в 2022 году. Этих «монстров» особо опасаются на Тайване; они несут по 20 вертолётов, с их почти 240-метровой палубы могут взлетать ещё около 20 самолётов вертикального взлёта и наклонно-роторных самолётов типа американских MV-22 Osprey.

И поскольку вся эта техника будет сосредоточена в основном на достаточно ограниченном пространстве Южно-Китайского моря, для США было бы разумнее не пытаться уцепиться за потерянный ими контроль над его акваторией. Продуктивнее путь равноправных переговоров с Китаем и с другими державами, хотя это, в отличие от китайской военно-кораблестроительной программы, из области фантастики.