Град обреченный

Роман Василишин

В статье “Стратегия чуда” была затронута тема предвидения будущего, и сделана попытка оценить соотношение рационального, эмпирического и трансцендентного в политическом прогнозировании. В частности, я рассказывал о роли собственных ощущений из потустороннего, а также факторе прямого видения в создании успешной футурологической аналитики. В этой связи мне вспомнился один эпизод из нашей совместной с Игорем Беркутом работы, и всплыл один текст, написанный мною несколько лет назад, с которым собираюсь познакомить читателей “Контрольного выстрела”.

В сентябре 2012 года Игорь Беркут с галеристами "Арт-Холл", что на Подоле, выступили организаторами необычной выставки картин, о которой рассказано ниже. Меня пригласили написать несколько слов для рекламного буклета, и сначала я воспринял это приглашение, как рутинную работу, требующую от меня лишь формальных усилий. Но взглянув на картины Ивана Хивренко, представленные на выставке, я вдруг осознал наяву то самое “видение”, давно уже терзавшее меня исподволь. Я вдруг увидел, что Киев – это мертвый город. Просто население его об этом еще не догадывается.

Потому, вместо банального рекламного предисловия в главный буклет выставки, я написал эссе “ГРАД ОСВЯЩЕННЫЙ — ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ”, помещенный в конце этого материала. В этом эссе я метафорически отобразил свое вдруг появившееся видение будущего Киева.

Данный материал вышел в аналитическом бюллетене

"КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ" № 7(14) (август-сентябрь-2012)
________________________________________
Бюллетень "Контрольный выстрел" выполняет не только функции политического просвещения, что в нынешних условиях тоже немаловажно. По мере сил, мы стараемся принимать участие в освещении также и непростых процессов в культурной жизни общества. В этой связи с огромной приятностью сообщаем читателям, что наш журнал выступил информационным партнером необычной и знаковой выставки картин современных художников "От Утопии к Антиутопии" (сайт выставки). Мероприятие пройдет с 05 по 16 сентября 2012 года в киевской галерее "Арт-Холл" на Подоле, что расположена по адресу ул. Фроловская 1\6, Метро "Контрактова площа".

По этому случаю вот на что хотим обратить внимание наших читателей. В последние десятилетия современное искусство, которое часто еще называют "актуальным искусством", в глазах мыслящей и образованной части общества воспринимается как отражение масштабных патологических и дегенеративных процессов, захлестнувших массовое сознание с момента воцарения у нас повсюду кладбищенской самостийной "душевности" — коктейля из банкирской мистерии, уголовной этики и ультралиберальной догматики.
 

Дегенеративное искусство. Арт-проект Гельмана "Родина"

 

Так называемые "перфомансы", наводняющие ущербно-помпезные галереи, которые спонсируются дефективными миллиардерами, по смыслу и форме напоминают скорее развернутую клиническую картину психической патологии, чем произведения искусства. Да и общий исполнительский уровень такого рода поделок далеко уступает даже Пещерной живописи времен палеолита. В любой Скифской бабе куда больше эстетической изысканности, чем в самых звездных экспонатах, выставляемых где-нибудь в "Пинчук-центре" или на Венецианском биеннале.

Чего только стоят издохшие коровы с вываленной требухой Дэмиена Хёрста, которых пропагандировал в своем центре зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук; или же варварский арт-проект "Родина" иудея Марата Гельмана, где православными церковными куполами служили клистирные груши!

Но современное искусство не замкнулось в болезненном мирке вырожденцев. Существует множество настоящих мастеров живописи, работающих в актуальном жанре, но чьи работы не очень известны широкой публике. Неизвестны лишь потому, что богатые дельцы, владеющие ведущими галереями и определяющие современный культурологический дискурс, предпочитают пропагандировать работы откровенных извращенцев, либо художников психически ненормальных.

Потому, когда у нас появилась возможность познакомить читателей с истинно выдающимися работами современных мастеров живописи, редакция бюллетеня немедленно откликнулась на приглашение принять участие в организации такой выставки, а редактор – выступить в качестве куратора мероприятия.

А теперь – самое интересное. На выставке "От Утопии к Антиутопии" посетители смогут увидеть ряд украинских футуристических шедевров, собранных под одной крышей по инициативе Игоря Беркута.

Иван Хивренко. Майдан. 2012г. 100х200 см. Авторская техника

Для себя я определил концепцию экспозиции, как "черный футуризм светлых душ". Картины пронизаны болью открытых сердец великих мастеров, испытанной ими в момент соприкосновения с "темной материей" грядущей Антиутопии; с близгрядущим миром зверолюдей под властью нелюдей.

Иван Хивренко. Владимир. 2012г. 100х200 см. Авторская техника

Услышать голоса будущего и осязать его кончиками своих пальцев способны лишь мистики и творческие гении. Именно их работы мы и предлагаем вашему вниманию.

Посетителей также ожидает и приятный сюрприз от организаторов — премьера удивительного живописного полотна "Сестры", которое непременно всколыхнет самые нежные и ностальгические струны в душе каждого доброго человека.

Иван Хивренко. Сестры. 2012г. 90х170 см. Авторская техника

Под влиянием гениальных "постапокалиптических" работ Ивана Хивренко, у меня как-то само собою родилось короткое экспрессионистское эссе, каковое и заняло место предисловия в каталоге этой выставки.

ГРАД ОСВЯЩЕННЫЙ — ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ

Великие Отцы освятили Град, разбрызгивая вокруг сияние высоких мечтаний про Правду, Творчество и Справедливость.

Великие Творцы грезили звездами, желали всеобщего счастья, раздавали хлебы бедным и разбивали сады.

Долгие годы Великие Зодчие глядели только ввысь и не замечали, как в сознании жителей Града, час за часом, тускнели россыпи этих драгоценных камней; как мрак Темного грядущего глухо исторгал из миллионов алкающих глоток рык первобытных вожделений.

Минули десятилетия, рассыпались диаманты, и Великие Отцы пали ниц, а на их место в осиротевший Град пришел Новый Атилла во главе дикого человекообразного Стада. Эти уже не смотрели в небо; им ненавистны были звезды. Они никогда не слышали Музыки Сфер, а только похотливое хихиканье хмельной первобытной самки. Отныне, вместо бриллиантов высоких мечтаний темное сознание Стада стало нарождать лишь мириады гнойных помыслов-пузырей, источающих смрад всеобщего растления.

Град засиял огнями миллионов низменных страстей, а на его улицах воцарилось буйное и злобное веселье. На площадях Града статуи Великих Строителей были сброшены с пьедесталов, и там сегодня кружат свои хороводы Исчадия Смертных Грехов. Но в эгрегоре его беснуются Чудовища Смерти и Демоны Войны, жаждущие сокрушать и убивать. Лики Потустороннего Грядущего все смелее вторгаются в день сегодняшний, объявляя себя его полноправными хозяевами.

Град – обреченный, и ему уже не жить.

Эта выставка – возможность для каждого жителя Града заглянуть вместе с художниками в бездну наступающей Тьмы, и увидеть в ее необъятности зловещую улыбку Зверя.